Динамика степени защищенности
1. Определение и метод расчета
Как описано выше, процедура предоставления убежища может завершаться различным образом:
• официальное признание права на получения убежища (ст. 16a Конституции Германии и семейное убежище)
• предоставление защиты эмигранта согласно § 60(1) Закона о пребывании
• невозможность депортации в соответствии с § 60(2), (3), (5) или (7) Закона о пребывании
• отказ в предоставлении убежища
• формальное решение 1
Общая степень защищенности рассчитывается как отношение числа соискателей, получивших убежище или защиту эмигрантов, а также тех, для кого депортация невозможна, к общему числу решений за соответствующий период времени.
2. Динамика и факторы
Общая степень защищенности с 2008 по 2012 год была такой:
Общая степень защищенности |
|
2008 |
37,7 % |
2009 |
33,8 % |
2010 |
21,6 % |
2011 |
22,3 % |
2012 |
27,7 % |
(Источник: MARiS)
Колебания степени защищенности определяются различными факторами:
• Число иждивенцев, относительно которых Федеральное ведомство по вопросам миграции и беженцев смогло принять решение в указанный период. Из-за существующих и предписанных приостановок решений в некоторых странах происхождения степень защищенности может меняться.
1 Формальные решения — по сути, решения, относящиеся к Дублинской процедуре, поскольку ответственность несет другая страна член ЕС; приостановление процедуры по причине отзыва прошения соискателем; либо принятое при повторном рассмотрении решение о запрете проведения процедуры для конкретного лица.
Существующая или запланированная приостановка является не инструментом контроля Федерального ведомства, а реакцией на ситуацию в соответствующей стране происхождения.
• Все существующие постановления стран или касающиеся иностранцев постановления иного рода, предоставляющие сравнимую защиту от депортации, также влияют на изменение степени защиты, поскольку в таком случае любая защита, обусловленная невозможностью депортации, согласно § 60(7)1 Закона о пребывании в связи с опасной обстановкой не включается (приостановка согласно § 60[7]1 Закона о пребывании).
• Помимо всего прочего, социальные и политические перемены в стране происхождения соискателя также влияют на степень защищенности; к примеру, слабое развитие системы здравоохранения или крах государственной власти.
• Данные от других органов (Министерство иностранных дел, Верховный комиссар ООН по делам беженцев и т.д.) также может изменить судебную практику и повлиять на степень защищенности.
3. Степень защищенности в 2011 году
A. Степень защищенности для основных стран происхождения
Страна происхождения |
Решения |
Лица под защитой |
Степень защищенности |
|
Афганистан |
6.574 |
2.258 |
34,3 % |
|
Ирак |
5.352 |
2.877 |
53,7 % |
|
Сербия |
6.844 |
27 |
0,4 % |
|
Иран |
2.717 |
1.432 |
52,7 % |
|
Сирия |
1.044 |
429 |
41,1 % |
|
Пакистан |
1.128 |
158 |
14 % |
|
Российская Фежерация |
1.258 |
177 |
14,1 % |
|
Турция |
1.816 |
157 |
8,6 % |
|
Косово |
2.055 |
51 |
2,5 % |
|
Македония |
1.965 |
6 |
0,3 % |
|
Всего за 2011 |
43.362 |
9.675 |
22,3 % |
(Источник: MARiS)
B. Распределение степени защищенности по типам решений
Тип решения |
Число |
Процент |
Ст. 16a Конституции Германии |
652 |
1,5 % |
§ 60(1) Закона о пребывании |
6.446 |
14,9 % |
Вспомогательная защита согласно § 60(2), (3), (5) и (7) Закона о пребывании |
2.577 |
5,9 % |
Общая степень защищенности |
9.675 |
22,3 % |
4. Степень защищенности в 2012
A. Степень защищенности для основных стран происхождения
Страна происхождения |
Решения |
Лица под защитой |
Степень защищенности |
|
Сербия |
13.807 |
23 |
0,2 |
|
Афганистан |
4.624 |
1.803 |
39 |
|
Сирия |
7.801 |
7.467 |
95,7 |
|
Ирак |
4.626 |
2.780 |
60,1 |
|
Македония |
6.639 |
10 |
0,2 |
|
Иран |
3.061 |
1.658 |
54,2 |
|
Пакистан |
1.658 |
300 |
18,1 |
|
Иран |
1.208 |
171 |
14,2 |
|
Босния и Герцеговина |
2.131 |
24 |
1,1 |
|
Косово |
2.768 |
54 |
2,0 |
|
Всего за 2012 (Top 10) |
48.323 |
14.294 |
29,6 |
|
Всего за 2012 (All) |
61.826 |
9.664 |
27,7 |
Отсортированы согласно списку топ-10 первоначальных обращений в течение отчетного периода с января по декабрь 2012.
(Источник: MARiS)
Бросается в глаза практически 100% степень защищенности соискателей из Сирии в 2012 году. На конференции министров внутренних дел 26 марта 2012 года было принято решение на 6 месяцев приостановить депортацию в Сирию по международным и гуманистическим соображениям (§ 60a Закона о пребывании).
В дополнение к этому Федеральное ведомство по вопросам миграции и беженцев с марта 2012 внесло в процедуру предоставления убежища общие риски нарушения прав человека в случае возвращения соискателя в страну происхождения даже для лиц, не проявляющих политической активности. Федеральное ведомство, следовательно, регулярно предоставляет вспомогательную защиту группам лиц, описанным в § 60(2) Закона о пребывании.
Помимо всего прочего, высокая степень защищенности для лиц из Ирака, Ирана и Афганистана очевидна, поскольку, как можно установить, они страдают от последствий вооруженных конфликтов, последовавших за событиями 11 сентября 2001 года.
B. Распределение степени защищенности по типам решений
Тип решения |
Процент |
||
Ст. 16a Конституции Германии |
740 |
1,2 % |
|
§ 60(1) Закона о пребывании |
8.024 |
13 % |
|
Вспомогательная защита согласно § 60(2), (3), (5) и 7 Закона о пребывании |
8.376 |
13,5 % |
|
Общая степень защищенности |
17.140 |
27,7 % |
По итогам 2012 года видно, что предоставление вспомогательной защиты согласно § 60(2) — (7) Закона о пребывании выросло до 13.5% (5.9% в 2011), в основном вследствие принятия решения на конференции министров внутренних дел 26 марта 2012 года.
Общая степень защищенности в 2012 года составила 27.7%, превысив 22.3% в предыдущем году.