Динамика предоставления статуса беженца в Германии

Динамика степени защищенности

1.         Определение и метод расчета

Как описано выше, процедура предоставления убежища может завершаться различным образом:

•         официальное признание права на получения убежища (ст. 16a Конституции Германии и семейное убежище)

•         предоставление защиты эмигранта согласно § 60(1) Закона о пребывании

•         невозможность депортации в соответствии с § 60(2), (3), (5) или (7) Закона о пребывании

•         отказ в предоставлении убежища

•         формальное решение 1

Общая степень защищенности рассчитывается как отношение числа соискателей, получивших убежище или защиту эмигрантов, а также тех, для кого депортация невозможна, к общему числу решений за соответствующий период времени.

2.         Динамика и факторы

Общая степень защищенности с 2008 по 2012 год была такой:

Общая степень защищенности

2008

37,7 %

2009

33,8 %

2010

21,6 %

2011

22,3 %

2012

27,7 %

(Источник: MARiS)

Колебания степени защищенности определяются различными факторами: 

•          Число иждивенцев, относительно которых Федеральное ведомство по вопросам миграции и беженцев смогло принять решение в указанный период. Из-за существующих и предписанных приостановок решений в некоторых странах происхождения степень защищенности может меняться.

1 Формальные решения — по сути, решения, относящиеся к Дублинской процедуре, поскольку ответственность несет другая страна член ЕС; приостановление процедуры по причине отзыва прошения соискателем; либо принятое при повторном рассмотрении решение о запрете проведения процедуры для конкретного лица.

Существующая или запланированная приостановка является не инструментом контроля Федерального ведомства, а реакцией на ситуацию в соответствующей стране происхождения.

•         Все существующие постановления стран или касающиеся иностранцев постановления иного рода, предоставляющие сравнимую защиту от депортации, также влияют на изменение степени защиты, поскольку в таком случае любая защита, обусловленная невозможностью депортации, согласно § 60(7)1 Закона о пребывании в связи с опасной обстановкой не включается (приостановка согласно § 60[7]1 Закона о пребывании).

•         Помимо всего прочего, социальные и политические перемены в стране происхождения соискателя также влияют на степень защищенности; к примеру, слабое развитие системы здравоохранения или крах государственной власти.

•         Данные от других органов (Министерство иностранных дел, Верховный комиссар ООН по делам беженцев и т.д.) также может изменить судебную практику и повлиять на степень защищенности.

3.         Степень защищенности в 2011 году

A.       Степень защищенности для основных стран происхождения 

Страна происхождения

Решения

Лица под защитой

Степень защищенности

Афганистан

6.574

2.258

34,3 %

Ирак

5.352

2.877

53,7 %

Сербия

6.844

27

0,4 %

Иран

2.717

1.432

52,7 %

Сирия

1.044

429

41,1 %

Пакистан

1.128

158

14 %

Российская Фежерация

1.258

177

14,1 %

Турция

1.816

157

8,6 %

Косово

2.055

51

2,5 %

Македония

1.965

6

0,3 %

Всего за  2011

43.362

9.675

22,3 %

(Источник: MARiS)

B.       Распределение степени защищенности по типам решений

Тип решения

Число

Процент

Ст. 16a Конституции Германии

652

1,5 %

§ 60(1) Закона о пребывании

6.446

14,9 %

Вспомогательная защита согласно § 60(2), (3), (5) и (7) Закона о пребывании

2.577

5,9 %

Общая степень защищенности

9.675

22,3 %

4.         Степень защищенности в 2012

A.       Степень защищенности для основных стран происхождения

Страна происхождения

Решения

Лица под защитой

Степень защищенности

Сербия

13.807

23

0,2

Афганистан

4.624

1.803

39

Сирия

7.801

7.467

95,7

Ирак

4.626

2.780

60,1

Македония

6.639

10

0,2

Иран

3.061

1.658

54,2

Пакистан

1.658

300

18,1

Иран

1.208

171

14,2

Босния и Герцеговина

2.131

24

1,1

Косово

2.768

54

2,0

Всего за  2012 (Top 10)

48.323

14.294

29,6

Всего за  2012 (All)

61.826

9.664

27,7

Отсортированы согласно списку топ-10 первоначальных обращений в течение отчетного периода с января по декабрь 2012.

(Источник: MARiS)

 Бросается в глаза практически 100% степень защищенности соискателей из Сирии в 2012 году. На конференции министров внутренних дел 26 марта 2012 года было принято решение на 6 месяцев приостановить депортацию в Сирию по международным и гуманистическим соображениям (§ 60a Закона о пребывании).

В дополнение к этому Федеральное ведомство по вопросам миграции и беженцев с марта 2012 внесло в процедуру предоставления убежища общие риски нарушения прав человека в случае возвращения соискателя в страну происхождения даже для лиц, не проявляющих политической активности. Федеральное ведомство, следовательно, регулярно предоставляет вспомогательную защиту группам лиц, описанным в § 60(2) Закона о пребывании.

 Помимо всего прочего, высокая степень защищенности для лиц из Ирака, Ирана и Афганистана очевидна, поскольку, как можно установить, они страдают от последствий вооруженных конфликтов, последовавших за событиями 11 сентября 2001 года.

B.         Распределение степени защищенности по типам решений

Тип решения

Процент

Ст. 16a Конституции Германии

740

1,2 %

§ 60(1) Закона о пребывании

8.024

13 %

Вспомогательная защита согласно § 60(2), (3), (5) и 7 Закона о пребывании

8.376

13,5 %

Общая степень защищенности

17.140

27,7 %

По итогам 2012 года видно, что предоставление вспомогательной защиты  согласно § 60(2) — (7) Закона о пребывании выросло до 13.5% (5.9% в 2011), в основном вследствие принятия решения на конференции министров внутренних дел 26 марта 2012 года.

Общая степень защищенности в 2012 года составила 27.7%, превысив 22.3% в предыдущем году.

Юридический кабинет