Дублинское соглашение для беженцев в Англии


Регламент Дублин

Проезд через безопасную третью страну

Право на рассмотрение прошения о предоставлении убежища в Великобритании имеют не все. Если вы совершеннолетний и обращаетесь за предоставлением убежища в Великобритании, и Министерство внутренних дел выясняет, что маршрут, которым вы прибыли в Великобританию, проходил через безопасную страну, то сообщается, что вам необходимо вернуться в эту безопасную страну («третью страну») для рассмотрения прошения об убежище.

На практике это обычно применяется к тем людям, которые проехали через страны, входящие в Европейский союз, поскольку депортация разрешена в соответствии с европейским соглашением, которое называется Регламент Дублин. Великобритания передает ответственность за рассмотрение вашего прошения об убежище другой стране, входящей в Европейский союз.

Регламент Дублин провозглашает:

принцип, что только одна страна, входящая в ЕС, несет ответственность за рассмотрение прошения на соискание статуса беженца (получение убежища). Цель соглашения — избежать пересылки соискателей статуса беженца из одной страны в другую, а также предотвратить риск обхода системы за счет подачи нескольких прошений о предоставлении убежища одним лицом. Если Министерство внутренних дел может доказать (часто при помощи общеевропейской базы отпечатков пальцев  Eurodac), что вы проехали через другую европейскую страну член ЕС, ваше прошение об убежище не будет рассматриваться, а вас попробуют выслать в страну, через которую, как они могут доказать, вы проезжали и где могли попросить убежища. Все соискатели статуса беженца, которые прибывают на самолете, объявляются проехавшими через другую европейскую страну. Министерству внутренних дел необходимо будет доказать, что вы были в стране проезда достаточно долго или знали, что будет проезжать через эту страну, чтобы попросить там убежища. Министерство внутренних дел попытается установить это во время отсеивающего интервью, когда будут задаваться вопросы относительно маршрута, которым вы прибыли в Великобританию.

Дублин III

В январе 2014 к разбору дел в Великобритании стали применяться положения Регламента Дублин III. В него вошло несколько новых положений, которых не было в предыдущей (Дублин II) версии регламента и которые с точки зрения соискателей статуса беженца можно рассматривать как позитивные.

Регламент Дублин III может применяться к соответствующим делам, если прошение о предоставлении убежища было подано в Великобритании после января 2014 года. Юристы расходятся во мнении, положения какого регламента должны применяться к соискателям статуса беженца, которые подали прошения до этого момента.

Позитивные изменения в Регламенте Дублин III

·         теперь у соискателей есть право опротестовать решение о перенаправлении в другую страну согласно положениям Регламента Дублин, и во время ожидания принятия решения вы имеете право оставаться в стране (это называется «отлагательное право обжалования»). Согласно положениям Регламента Дублин II права на апелляцию у вас нет в принципе, и даже в редких случаях, когда судебное решение успешно пересматривалось, это обычно происходило уже после выдворения из страны. Как при подаче любой апелляции, необходимо наличие основания для этого, однако Регламент Дублин III также дает несколько идей относительно того, какой повод можно использовать.

·         существует общее правило относительно задержания. Оно гласит, что в общем случае никого не должны брать под арест только на основании того, что имеется план передачи согласно Регламенту Дублин; задержание должно производиться только в том случае, если существует «риск уклонения от правосудия». Ранее Министерство внутренних дел использовало факт существования плана препровождения в соответствии с Регламентом Дублин для того, чтобы брать под арест определенные категории лиц, которые могут задерживаться лишь в «исключительных обстоятельствах»; например, жертвы пыток. Теперь это должно быть легче оспорить.

·         соискатели статуса беженца должны быть проинформированы о Дублинской процедуре до того, как она начнется, и должны пройти формальное собеседование (в сопровождении устного переводчика, если это необходимо) для выяснения фактов, относящихся к этому процессу. Оно проводится совершенно независимо до любых собеседований, связанных с актуальным прошением о предоставлении убежища. Часть информации, которая должна быть доведена до сведения соискателей статуса беженца, относится к особому значению, которое Регламент Дублин III уделяет целостности семьи, включая совместное рассмотрение поданных членами семьи прошений о предоставлении убежища в случае необходимости.

·         Регламент Дублин III переопределяет «гуманистические причины» из предыдущей версии регламента. В статье 16 Регламента Дублин IIIуказывается, что  если у просителя убежища есть семейные узы в определенной стране члене ЕС, и по причине особой незащищенности в связи с семейными узами, такие лица не должны разлучаться.

Влияние этих изменений в практике пока не вполне ясно, и необходимо отметить, что государство может толковать положения Регламента Дублин в весьма широких границах.

Депортация и Регламент Дублин

Министерство внутренних дел обязано за пять рабочих дней предупредить о дате принудительного выдворения из страны (за исключением детей без сопровождения).

·         Вы не можете быть депортированы согласно Регламенту Дублин, если до прибытия в Великобританию вы в течение трех месяцев находились за пределами Европейского союза. К примеру, как соискатель статуса беженца из Ирана, вы могли провести какое-то время в Бельгии, затем вернуться в Иран, где вы столкнулись с продолжающимся преследованием. Если вы после этого приехали в Великобританию сразу из Ирана, после того, как провели более трех месяцев за пределами Европейского союза, вас нельзя депортировать в Бельгию согласно Регламенту Дублин.

·         Министерство внутренних дел должно в течение трех месяцев с момента подачи прошения о предоставлении убежища выполнить запрос о переводе вашего дела в соответствии с Регламентом Дублин. Если причиной для перевода дела является совпадение отпечатков пальцев, обнаруженное по европейской базе данных Eurodac, этот срок сокращается до 2 месяцев.

·         Ваше дело о предоставлении убежища также может подпадать под юрисдикцию Великобритании, если с момента въезда в Великобританию прошло более одного года.

·         Если вы задержаны, Министерство внутренних дел обязано в течение двух недель с момента подачи прошения о предоставлении убежища выполнить запрос о переводе дела в соответствии с Регламентом Дублин.

Великобритания не должна предпринимать попыток депортации согласно Регламенту Дублин, если прошедший с момента подачи прошения о предоставлении убежища в Великобритании срок превышает оговоренные временные рамки, даже в случае применимости условий Регламента Дублин к вашему делу — на текущий момент, рассмотрение вашего прошения становится обязанностью Великобритании. Многие из указанных временных рамок сокращены по сравнению с Регламентом Дублин II. 

Могут существовать и другие обстоятельства, при которых депортация не должна выполняться согласно требованиям Регламента Дублин. Вам необходимо обсудить их с юрисконсультом и убедиться, что  Министерство внутренних дел правильно проинформировало третью страну/Дублинский комитет (в стране, в которую вас пытаются выслать) об этих обстоятельствах.

Вы можете найти больше информации о третьих странах и Дублинских комитетах в других европейских государствах на европейском сайте Иезуитской службы помощи беженцам.

Дети без сопровождения

Если вам не исполнилось 18 лет, Министерство внутренних дел не может депортировать вас, даже если вы уже запросили убежища в другой входящей в Европейский союз стране, если вы можете показать, что пребывание в Великобритании способствует защите ваших интересов, согласно решению Европейского суда от 2013 года.

На момент написания суды установили, что условия в Греции для соискателей статуса беженца (включая способ рассмотрения прошения о предоставлении убежища) настолько неудовлетворительны, что они нарушают положения статьи 3 Европейской конвенции о защите прав человека. Это означает, что Великобритания не может депортировать соискателей убежища в Грецию согласно требованиям Регламента Дублин. Условия для соискателей статуса беженца (такие как отсутствие судебного представительства, перевода, задержания и увольнения) в некоторых европейских странах также крайне неудовлетворительны, и вполне вероятно, что в будущем депортация в эти страны также будет запрещена. Правозащитники в настоящее время предпринимают попытки доказать, что в Италии условия для соискателей статуса беженца нарушают положения статьи 3.

Юридический кабинет