Дублинское соглашение для беженцев в Германии

Дублинское соглашение для беженцев в Германии

При запросе статуса беженца в Германии учитывается правило Дублинского соглашения регламентирующего принятие беженцев в Германии

Цель создания процедуры

Дублинская процедура определяет, какое европейское государство отвечает за рассмотрение прошения на соискание статуса беженца. Она разработана для гарантии того, что каждое поданное в ЕС, Норвегии, Исландии, Швейцарии и Лихтенштейне прошение будет рассмотрено, причем лишь одним государством. Также она нацелена на предотвращение случаев, когда один соискатель статуса беженца обращается за убежищем в несколько европейских стран.

Правовая основа

Правовой основой Дублинской процедуры является Регламент (EC) No. 343/2003, устанавливающий критерии и механизм для определения страны члена ЕС, ответственной за рассмотрение прошения на соискание статуса беженца, поданного в одной из стран ЕС гражданином третьей страны (также известный как  Регламент Дублин II), который вступил в силу 17 марта 2003 года и в тот же день стал действовать во всех странах ЕС.

Возложение ответственности

Возложение ответственности согласно Регламенту Дублин частично базируется на объективном критерии, таком как в какой стране была выдана виза или разрешение на пребывание, подтверждающее законный, безвизовый въезд, или где был осуществлен нелегальный въезд через внешнюю границу территории, где действует Дублинский регламент, или факт, что первоначальное прошение на соискание статуса беженца было подано в стране члене ЕС.

В то же время Регламент Дублин содержит специальные положения об ответственности, защищающие права семей и несовершеннолетних детей без сопровождения. К примеру, если ребенок без сопровождения претендует на получение статуса беженца, ответственной за рассмотрение прошения в интересах несовершеннолетнего назначается страна член ЕС, в которой легально пребывают члены семьи. Для семей, в частности, в обязательном порядке должен применяться принцип, согласно которому возложение ответственности по рассмотрению не должно приводить к разлучению ближайших родственников. В дополнение к этому, страны члены ЕС могут способствовать объединению семей или принимать отдельных личностей из гуманистических побуждений, даже если в соответствии с критериями Регламента Дублин эти страны не несут ответственности. Более того, страна член ЕС, не несущая ответственности сама по себе, может запросить передачу ей ответственности в особых случаях (к примеру, из гуманистических побуждений) согласно пункту о суверенитете.

Согласно текущему решению Европейского суда по правам человека (ECHR) и Европейского суда (ECJ), страна член ЕС не имеет права перенаправлять соискателя статуса беженца в другое государство в следующих случаях:

•         Перенаправляющая страна наверняка знает, что в стране перенаправления имеет место быть постоянная нужда и отсутствие условий для приема соискателя статуса беженца, что представляет серьезную угрозу негуманного или унижающего достоинство обращения;

•         Другая страна член ЕС может принять ответственность согласно критериями Регламента Дублин.

Процедура

1.     Передача запроса другой стране члену ЕС

Когда гражданин третьей страны подает прошение на соискание статуса беженца в Германии, Федеральное ведомство по вопросам миграции и беженцев в принципе всегда до вынесения любого решения определяет, какая страна член ЕС ответственна за рассмотрение прошения в соответствии с критериями возложения ответственности Регламента Дублин.

Если ответственная страна определяется при взятии под арест нелегально проживающего гражданина третьей страны (так называемые случаи задержания), чье прошение на соискание статуса беженца было подано в другой стране члене ЕС, обычно также инициируется проведение Дублинской процедуры.

Если Федеральное ведомство по вопросам миграции и беженцев установило, что прошение должно рассматриваться иной страной членом ЕС согласно критериям Регламента Дублин, инициируется передача запроса другому государству члену ЕС. Если получившая запрос страна признает его обоснованным, она принимает его в течение установленного для ответа срока. После этого соискатель статуса беженца получает уведомление о перенаправлении.

После этого производиться согласование конкретных деталей перенаправления. Федеральное ведомство уголовной полиции Германии и/или Управление по делам иностранцев несут ответственность за немедленное осуществление передачи.

Если перенаправление не может быть совершено в течение 6 месяцев с момента получения согласия ответственной страны члена ЕС, ответственность перекладывается на Германию. Срок продлевается до 18 месяцев, если местонахождение соискателя невозможно установить.

2.         Передача запросов Германии

Запросы на перенаправление от других стран членов ЕС Германии относительно лиц, чьи прошения на соискание статуса беженца согласно положениям Регламента Дублин должны быть рассмотрены Германией, также обрабатываются Федеральным ведомством по вопросам миграции и беженцев.

Система EURODAC

Европейская дактилоскопическая система EURODAC, которая была создана 15 января 2003 согласно положениям Регламента (EC) No. 2725/2000 от 11 декабря 2000 (также известного как Регламент EURODAC), используется на территории Европы для обработки отпечатков пальцев соискателей статуса беженца и нелегальных мигрантов. При работе с системой страны члены ЕС снимают отпечатки пальцев каждого соискателя статуса беженца старше 14 лет немедленно после подачи прошения о предоставлении убежища и каждого иностранца, нелегально пересекшего границу (или задержанного вблизи нее) и отправляют их в электронном виде в головное отделение, где работает оборудование для цифрового сравнения отпечатков. Результат сравнения передается запросившей информацию стране члену ЕС, подтверждая или опровергая наличие совпадений отпечатков. Если совпадение обнаружено, пересылается также информация о процедуре предоставления убежища. На основании этой информации можно установить, подавало ли лицо, о котором идет речь, прошение на соискание статуса беженца в одной или нескольких странах членах ЕС. Федеральный комиссар по информационной безопасности проверяет правомерность обработки личной информации немецкими ведомствами и передачи этой информации на центральный компьютер.

Визовая информационная система (VIS)

Регламент (EC) No. 767/2008 от 09 июля 2008, касающийся Визовой информационной системы (VIS) и обмена данными между странами членами ЕС о визах краткосрочного пребывания (известный также как Регламент VIS) вступил в силу 11 октября 2011 года. При помощи этой системы страны Шенгена обмениваются данными о запросах виз для краткосрочного пребывания и принятых по ним решениях.

Как надлежащий орган, регулирующий положение беженцев, Федеральное ведомство по вопросам миграции и беженцев уполномочено осуществлять поиск отпечатков пальцев соискателей статуса беженца в базе данных VIS с целью определения страны члена ЕС, согласно положениям Регламента Дублин отвечающей за рассмотрение прошения.

Юридический кабинет