Ограничение свободы действий НКО

  • Главная
  • Беженские страны
  • Россия
  • Ограничение свободы действий НКО

Ограничение свободы действий НКО

Программы получения статуса беженца в странах Европы и в Канаде.

 Ограничение свободы действий НКО

с середины 2000-х гг. независимые нко все чаще становятся объектом нападок и проверок, мешающих их работе. в россии деятельность некоммерческих организаций регулируется законом об нко и специальными законами, такими как закон «о благотворительной деятельности и благотворительных организациях». регистрация некоммерческих организаций осуществляется министерством юстиции. в 2005-2006 гг. и без того жесткое законодательство об нко было еще более усилено. при этом некоторые проправительственные сми утверждали, что иностранные доноры способствуют работе нко в интересах других государств. владимир путин тогда заявил, что «финансирование незаконной политической деятельности» из-за рубежа недопустимо». изменения коснулись правил регистрации, деятельности и отчетности. с апреля 2006 г. регистрация некоммерческих организаций происходит на основе разрешения, а не по заявлению. более того, эти организации должные ежегодно декларировать все свои проекты и мероприятия, а также предоставлять точный отчет о всех своих источниках финансирования. в апреле 2010 г. новые законодательные изменения создали категорию «социально ориентированных нко». такие организации получают приоритет государственной поддержки. однако расплывчатость этого определения вызывают серьезные сомнения относительно целей введения нового понятия.

в 2012 г. закон об нко стал значительно более репрессивным. соответственно новому закону, сама деятельность независимых правозащитных нко подвергалась неприкрытому преследованию. непосредственно за ужесточением законодательства о публичных мероприятиях летом 2012 г. последовали существенные изменения законодательства о некоммерческих организациях. те

нко, которые получают финансированиеиз-заграницы и занимаются, согласно очень расплывчатому и никак не уточненному термину, «политической деятельностью», должны сами себя публично признать «нко, выполняющими функции иностранных агентов» (указав на всех своих публикациях, включая виртуальные, этот позорный статус) и в качестве таковых зарегистрироваться в официальном реестре. на практике, говорить о

нарушениях прав человека и требовать прекращения беззакония считается, согласно тексту закона, «политической» деятельностью и попыткой повлиять на деятельность органов власти. таким образом, любая правозащитная деятельность может произвольно рассматриваться как

«политическая», и те, кто работает в этой сфере, должны публично заявить о себе как об «агентах», действующих в интересах иностранных государств.

Штрафы за несоблюдение новых правил относительно нко составляют от 100 000 до 300 000 рублей для физического лица и от 300 000 до 500 000 рублей для юридического лица, причем руководителя организации штрафуют дважды – и как физическое, и как юридическое лицо. нко приговариваются к огромному штрафу, если, отвечая критериям «иностранного агента», они не были зарегистрированы в соответствующем реестре, или если они публикуют или распространяют информацию без указания своего статуса. для нко, которые продолжают свою деятельность, не регистрируясь как «агент», штраф может достигать 30000-50000 рублей для руководителей и от 3000 до 5000 для участников. в случае «злостного нарушения» (определения которому не дается в законе об нко) предусмотрено уголовное преследование (статья 330.1 уголовного кодекса). руководитель нко может быть приговорен к штрафу до 300 000 рублей, или к обязательным работам до 480 часов, или к двум годам исправительных работ, или даже к двум годам тюремного заключения.

в конце 2012 г., вслед за охлаждением отношений между россией и сШа, 28 декабря 2012 г. был принят закон «о мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан российской Федерации». Этот закон, иначе называемый

«Законом димы яковлева» (по имени сироты из россии, погибшего в сШа по халатности усыновивших его людей), вступил в силу с 1 января 2013 г. кроме запрещения американским гражданам усыновлять российских детей, этот закон запрещает деятельность нко, которые участвуют в политической деятельности в россии и получают средства из сШа, причем не только от организаций, но также и физических лиц — граждан сШа. более того, российский гражданин, имеющий американское гражданство, не может быть членом или руководителем «некоммерческой организации, ее структурного подразделения либо структурного подразделения международной или иностранной некоммерческой организации (отделения, филиала или представительства), участвующих в политической деятельности в россии». в случае несоблюдения этого условия, деятельность подобной организации может быть прекращена без судебного решения. согласно сути этого закона, понятие «иностранный агент» приравнивается к понятию «агент сШа».

в результате всех этих законодательных инициатив началась настоящая травля многих нко. первый удар пришелся по ассоциации «Голос», организовавшей независимое наблюдение за выборами в декабре 2011 г. и в марте 2012 г., что власти и посчитали политической деятельностью, ведущейся в интересах иностранных государств. многие независимые организации выступили в защиту «Голоса», осудив и неправовой и репрессивный характер закона об «иностранных агентах». с момента вступления его в силу в ноябре 2012 г. и по настоящее время ни одна российская нко не зарегистрировалась в реестре иностранных

агентов. по состоянию на январь 2014 года в этом реестре11 состоит только одна организация

«некоммерческое партнерство «содействие развитию конкуренции в странах снГ», включение которой в реестр носит скорее курьезный характер, поскольку ее деятельность неизвестна и какие-либо средства из-за рубежа она вообще не получает). реагируя на фактический бойкот репрессивного закона со стороны независимых нко, в марте 2013 г. прокуратура начала кампанию проверок нко, для многих из которых последствия были очень тяжелыми. все руководители и сотрудники нко, с которыми беседовали авторы доклада, видят в законе об

«иностранных агентах» средство дискредитации независимых нко, попытку представить их как «шпионов», опасных для общества, и положить конец их нужной и правомерной деятельности. в такой ситуации для большинства нко регистрация в качестве «иностранного агента» абсолютно неприемлема.

осуществелние контроля за деятельностью нко возложено на налоговую инспекцию и министерство юстиции. согласно закону, министерство юстиции может без предупреждения начать проверку, если получитоткакого-либогражданина,юридическоголицаилиотсредствмассовойинформациисведения о «наличии в деятельности нко признаков экстремизма». контроль может проводить и прокуратура при участии «назначаемых специалистов» из различных служб. как отмечают эксперты организации по оказанию юридической помощи «агора», проверки, проводимые прокуратурой, не имеют точного правового регулирования: кто ведет проверку? какого рода документы могут потребоваться? каковы причины контроля? какова возможная длительность? какие правила ознакомления с элементами дела? конституционный суд россии, впрочем, уже привлек к этому внимание в своем постановлении:

«ни сроки, ни процедуры проверок, выполняемые органами прокуратуры, в законе не установлены». всемогущество прокуратуры в проведении контроля устанавливается законом «о прокуратуре российской Федерации». проверка может проводиться на основе любой информации, касающейся нарушений закона, требующей реакции прокурора.

отсутствие четкости и прозрачности правил проверки, проводимой прокуратурой, позволяет, как показали проверки нко в 2013 г. в связи с законом об «иностранных агентах», использовать их как средства давления и преследования.

новые российские законы находятся в полном противоречии с принципом свободы финансирования нко, гарантированной рядом договоров и международных норм, в частности, статьей 22 международного пакта о гражданских и политических правах (мпГпп), а также конвенцией

№87 о свободе ассоциации и защите права на организацию. Эта конвенция предусматривает, что

«государственные органы должны воздержаться от какого-либо вмешательства, по ограничению этого права [организаций трудящихся выбирать свое управление и свои деятельность] или препятствовать его законному осуществлению» (статья 3.1 и 3.2). декларация о правозащитниках12, принятая в 1998 г., также ясно говорит о праве правозащитников беспрепятственно получать финансирование.

на региональном уровне право на свободу ассоциаций гарантировано статьей 11 европейской конвенции по правам человека. в 2007 г. комитет министров совета европы принял рекомендацию, определяющую юридический статус нко в регионе. специальный раздел этой рекомендации посвящен вопросу финансирования, в котором вновь утверждается право нко иметь доступ к финансированию, без каких-либо ограничений в отношении его источников13.

в феврале 2013 г. одиннадцать ассоциаций («Голос», «мемориал», «Гражданский контроль»,

«Гражданская взаимопомощь», движение «За права человека», комитет против пыток, «марш», пц «мемориал», московская Хельсинская, «Экозащита!», «общественный вердикт») подали жалобу в европейский суд по правам человека, заявив об очевидной опасности нарушения многих прав законом об иностранных агентах14.

Юридический кабинет