Подача прошения на статус беженца в Германии

Подача прошения на статус беженца в Германии

Когда иностранец в Германии заявляет о соискании статуса беженца, его направляют в ближайший центр первоначального приема беженцев.

Когда иностранец в Германии заявляет о соискании статуса беженца, его направляют в ближайший центр первоначального приема беженцев.

При помощи национальной системы размещения EASY определяется ответственный за размещение иностранца центр. Соискатель статуса беженца обязан обратиться в выбранный центр в течение установленного времени. После этого прошение на соискание статуса беженца подается лично в местное отделение Федерального ведомства по вопросам миграции и беженцев, приписанное к данному центру приема беженцев.

    Прошение может подаваться в заочном порядке в штаб-квартиру Федерального ведомства, если иностранец:

  • Владеет видом на жительство с общим сроком действия более 6 месяцев;
  • Находится под арестом или иной формой заключения, в медицинском учреждении или доме престарелых или под надзором Департамента по делам молодежи;
  • Моложе 16 лет и его/ее официальный опекун не обязан находиться в центре приема беженцев.

В сотрудничестве с центром первоначального приема беженцев назначается встреча для проведения личного собеседования, на которую также приглашается подходящий устный переводчик. После получения прошения на соискание статуса беженца, сотрудник так называемого Управления по предоставлению убежища создает электронный документ в системе MARiS. При этом он проверяет, является ли данное обращение первоначальным или повторным, или же одновременно подано несколько прошений. Предшествующая информация сравнивается с поступившими данными либо документ добавляется в Центральный регистр по делам иностранцев (AZR).

Установление личности соискателя

Личность соискателя статуса беженца в возрасте более 14 лет должна быть подтверждена путем идентификационных процедур. Для этого делаются фотоснимки и берутся отпечатки пальцев при помощи Livescan, которые затем отправляется в Федеральную уголовную полицию.

Отпечатки проверяются по национальной (AFIS) и европейской (EURODAC) базам данных. За счет этого в кратчайшие сроки выявляются прошения под псевдонимами и множественные прошения о предоставлении статуса беженца сразу на государственном и европейском уровне, после чего могут предприниматься необходимые действия, такие как инициация Дублинской процедуры

Разъяснения

Соискатель статуса беженца получает разъяснение о его/ее правах и обязанностях в ходе процедуры получения убежища. Соответствующие информационные материалы предоставляются на немецком языке и на родном языке соискателя статуса беженца.

После этого назначается личная встреча для проведения собеседования.

(§ 18a Закона «О предоставлении убежища»)

Зачем была разработана отдельная процедура для аэропортов? 

Постоянный рост числа соискателей статуса беженца, прибывающих в Германию с конца 1980 годов — с примерно 57 тысяч в 1987 до 256 тысяч в 1991 — достиг пика в 1992 году, когда на Федеральной территории было подано более чем 400 тысяч прошений, включая ищущих убежища эмигрантов, спасающихся от вооруженных конфликтов и гражданских войн. Как показывает уровень признания Федеральным ведомством статуса беженцев и число соответствующих судебных решений, на тот момент подавляющее большинство случаев ошибочно трактовались как политическое преследование, как это было определено в законе на тот момент. Это также вызвало интенсивные политические дебаты, посвященные ограничению нежелательного использования права получения убежища, и привело к поиску способов гарантировать защиту для тех, кто действительно подвергся преследованиям. В 1993 году была принята поправка к 16 статье Конституции Германии, вводящая, среди прочих положений, процедуру для аэропортов.

Без этой процедуры Федеральное ведомство уголовной полиции — в силу принципа не выдворения иностранцев согласно Женевской конвенции — было бы обязано разрешать въезд в страну любому человеку, который уничтожил свой паспорт и подал прошение о предоставлении статуса беженца. Именно существование процедуры для аэропортов препятствует появлению столь большого, как ранее, числа попыток, которые предпринимаются профессиональными контрабандистскими организациями для того, чтобы перевезти мигрантов в Германию в обход Закона об иностранцах.

Аэропорт Франкфурта-на-Майне является крупнейшим в Германии участком внешней Шенгенской границы. Однако аналогичные процедуры для аэропортов действуют в Гамбурге, Дюссельдорфе, Мюнхене и Берлине (в список вскоре войдет аэропорт Берлин-Бранденбург).

Принудительное возвращение беженцев может производиться до въезда посредством исполнения международных обязательств по возврату нелегальных мигрантов в отношении страны депортации или страны происхождения.

Их пребывание в транзитной зоне в ходе выполнения процедуры согласно Федеральному Конституционному суду не рассматривается как задержание (арест) или ограничение свободы.

Как проходит процедура?

Под действие положения об аэропортах подпадают лишь те лица, которые уничтожили или фальсифицировали/подделали свои документы для пересечения границы (и в силу этого не имеют права на въезд), причем непосредственно после подачи прошения о защите в Федеральное ведомство уголовной полиции. Лица, прибывшие из «безопасных стран», в наши дни крайне редко проходят через процедуру для аэропортов.

Вся процедура проводится настолько быстро, насколько это возможно.

В соответствии с собственной отчетностью, Федеральное ведомство по вопросам миграции и беженцев обязано провести собеседование и принять решение о том, будет ли разрешен въезд в Германию или прошение о предоставлении статуса беженца отклоняется как «явно необоснованное», в течение двух дней с момента формального получения прошения.

Федеральное ведомство уголовной полиции запрещает въезд лишь в том случае, если прошение отклонено как «явно необоснованное», в противном случае въезд разрешается.

Если прошение отклоняется как «явно необоснованное», соискателю дается три дня для подачи прошения о проведении процесса в упрощенном порядке до административного суда и возможность получить бесплатную юридическую консультацию у (независимого) юрисконсульта. Административный суд по запросу может предоставить дополнительные 4 дня для подтверждения прошения о предоставлении статуса беженца.

После подачи заявления на рассмотрение в упрощенном порядке административный суд в течение 14 дней обязан принять решение.

Поэтому процедура в аэропорту занимает 19 дней (плюс продление срока, при необходимости).

Если к моменту окончания процесса Федеральное ведомство уголовной полиции не выполнило обязательство обеспечить создание альтернативного паспорту документа, постановление суда о продолжении нахождения в транзитной зоне может быть признано законным (§§ 15[5], [6] Закона о пребывании).

Собеседование

§ 24 Закона «О предоставлении убежища» – обязанности Федерального ведомства по вопросам миграции и беженцев – указывает в абзаце 1, предложении 3: Федеральное ведомство обязано провести персональное собеседование с иностранцем.

§ 25 Закона «О предоставлении убежища» – Собеседование – абзац 1 закрепляет законом, что иностранец обязан лично рассказывать обо всех фактах, обусловливающих его/ее опасения относительно политического преследования, и предоставлять всю необходимую информацию. Иностранец обязан также раскрывать любые прочие факты и обстоятельства, которые могут препятствовать депортации (абзац 2). Любая информация, сообщенная иностранцев впоследствии, может быть проигнорирована (абзац 3).

Собеседование не является открытым для посторонних лиц мероприятием (абзац 6). Однако на нем могут присутствовать представители федеральных властей, правительства Федеральной земли, Верховный комиссар ООН по делам беженцев или представитель по делам беженцев в Совете Европы. Прочие исключения допускаются с одобрения главы Федерального ведомства по вопросам миграции и беженцев (абзац 6). Дети без сопровождения обычно присутствуют в сопровождении своего официального опекуна. Вся существенная информация, полученная от иностранца, должна в обязательном порядке заноситься в протокол собеседования.

Иностранец должен получить копию протокола отдельно или вместе с решением Федерального ведомства (абзац 7).

Повестка

Собеседование должно назначаться на как можно более близкий срок после представления прошения, однако же, может откладываться на несколько недель по причине рассмотрения большого числа прошений о предоставлении статуса беженца.

Проведение собеседования

Соискателя в зале ожидания встречает ведущий дело офицер. После этого соискателя препровождают в отделение, знакомят с переводчиком и проверяют возможность общения сторон.

После объяснения значения собеседования и порядка его проведения, соискателю подробно рассказывают о его/ее правах и обязанностях, и после этого спрашивают, позволяет ли его физическое состояние пройти собеседование. Вслед за этим соискателю дается возможность объяснить причины, по которым он подал прошение на соискание статуса беженца, единовременно и без прерываний. Все показания соискателя переводятся и, к примеру, протоколируются при помощи звукозаписи. Соискатель также может в ходе собеседования попросить перевести все, чтобы было занесено в протокол, обратно на его язык. Только после того, как соискатель всесторонне изложит свои причины, начинается следующая стадия, в ходе которой ведущий дело офицер задает вопросы с целью получить дальнейшую информацию и выявить любые противоречия или нестыковки. В конце собеседования полный протокол зачитывается соискателю еще раз, переводится на его язык и предъявляется к принятию путем подписания. С октября 2012, собеседование может документироваться альтернативным способом при помощи нового программного обеспечения для распознавания речи под названием «Dragon Naturally Speaking»

Во время собеседования используется список из 25 вопросов, при помощи которого получаются данные о происхождении, семье, образовании, маршруте, которым прибыл соискатель, документах, и прежде всего персональные данные и информация о жилищных условиях.

Цели и используемые методы

Самой важной целью собеседования является выявление фактов. Поскольку соискатель, по сути, выступает в роли собственного свидетеля, он/она обязан вносить наиболее существенный вклад. Методологически используется модель «Метода диалоговой связи» (DCM согласно Gamst/Langballe), которая основывается на одобрительном стиле общения, помогает снижать стресс и поэтому располагает соискателя статуса беженца с большей охотой сообщать сведения — особенно в ходе сложного собеседования.

Для собеседований с особо уязвимыми группами лиц могут привлекаться специально обученные офицеры (cf. p.  242f.).

Юридический кабинет