Проблема гендерного неравенства (женщины)

На начало 2011 года все население Беларуси составляло 9481,1 тыс. чел., включая 4408,1 тыс. мужчин и 5073,0 тыс. женщин.300 В 2009 году ожи- даемая продолжительность жизни при рождении составляла 76,4 для женщин и 64,7 для мужчин (для городского населения эти показатели были выше, чем для сельского).301

Конституция Республики Беларусь кроме общих принципов равенства перед законом и недискриминации (ст. 22), провозглашает:

Женщинам обеспечивается предоставление рав- ных с мужчинами возможностей в получении обра- зования и профессиональной подготовке, в труде и продвижении по службе (работе), в обществен- но-политической, культурной и других сферах дея- тельности, а также создание условий для охраны их труда и здоровья.302

Конституционные нормы отражены в отдельных законах, прямо или косвенно регламентирующих вопросы жизнедеятельности мужчин и женщин.303

В Беларуси в настоящее время действует Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства на 2011–2015 годы.304 В сентябре 2011 года была создана рабочая группа для разработки проекта Кон- цепции по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь.305 Несмотря на отсутствие в белорусском законодательстве дискрими-национных положений по отношению к женщинам, в реальной жизни наблюдается разрыв между формально-юридическим и субстантив- ным равноправием мужчин и женщин. По мнению авторов альтер- нативного (теневого) отчета Республики Беларусь по выполнению Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (2009), наиболее острыми проблемами женщин в современ- ной Беларуси являются: бедность и дискриминация на рынке труда; ухудшение состояния здоровья женщин, в том числе и репродуктив- ного; сохранение в общественном сознании традиционных гендерных стереотипов; серьезные препятствия на пути участия женщин в де- ятельности неправительственных организаций и политических пар- тий; насилие над женщинами.306

В целом, у белорусских властей нет понимания того, что преодоление дискриминации и достижение равенства между полами требуют из- менения самих принципов политического мышления, которые долж- ны основываться не на обеспечении воспроизводства функций (про- изводственной и/или репродуктивной), а на развитии и соблюдении прав отдельной личности. Современная ситуация в Беларуси харак- теризуется, с одной стороны, стабильной занятостью женщин в пу- бличной государственной сфере благодаря проводимой государством социально ориентированной политике, а с другой – неослабевающим гендерным традиционализмом.

Бесспорным международным стандартом в контексте гендерного рав- ноправия является ратифицированная Беларусью Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Статья 11 Конвенции подчеркивает, кроме прочего, право на одинаковые возмож- ности при найме на работу; право на свободный выбор профессии или рода работы, на продвижение в должности; право на равное вознаграж- дение. Кроме того, от государства требуется принять соответствующие меры, чтобы запретить, под угрозой применения санкций, увольнение с работы на основании беременности или отпуска по беременности и родам или дискриминацию ввиду семейного положения при увольнении. Согласно статье 10 Конвенции государство должно обеспечить на осно- ве равенства мужчин и женщин, кроме прочего, доступ к одинаковым программам обучения и устранение любой стереотипной концепции роли мужчин и женщин на всех уровнях и во всех формах обучения.

Согласно Конвенции государство должно принять соответствующие меры, чтобы изменить социальные и культурные модели поведения мужчин и женщин с целью достижения искоренения предрассудков и упразднения обычаев и всей прочей практики, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов или сте- реотипности роли мужчин и женщин; обеспечить, чтобы семейное воспитание включало в себя правильное понимание материнства как социальной функции и признание общей ответственности мужчин и женщин за воспитание и развитие своих детей при условии, что во всех случаях интересы детей являются преобладающими (ст. 5).

Ситуация на рынке труда

Безработица и заработная плата. Ситуация на белорусском рынке труда в половом разрезе может оцениваться неоднозначно; однако по целому ряду параметров и в некоторых областях женщины по сравнению с мужчинами находятся в заведомо более уязвимом положении.

Официальная белорусская статистика оперирует лишь данными о безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и со- циальной защите. Очевидно, что такие данные занижают показатели безработицы в стране, исчисляемые согласно обычной международ- ной методике. Возможность сравнить обе методики подсчета позволя- ют данные переписи октября 2009 года, которые можно сопоставить с текущими данными по безработным на конец декабря 2009 года. Например, общая численность «зарегистрированных» безработных женщин составляла в конце 2009 года 23 тыс. чел. (57% от общей чис- ленности). Этот последний показатель был заметно выше в 2005 году (69%), но ниже в 2010 году (53%).307 В то же время данные переписи 2009 года дали результат в 104713 безработных женщин, статус кото-рых определялся по обычной международной методике308 (36% от об- щего числа безработных). В целом следует отметить, что, по данным переписи, уровень безработицы среди женщин был заметно ниже, чем у мужчин: соответственно 4,75 и 7,68% (на селе – 4,48 и 8,59%). Среди лиц с высшим образованием у женщин уровень безработицы состав- лял 2,93%, а среди мужчин – 4,07%.309 Можно сделать вывод, что в 2009 году женщины не были непропорционально представлены среди без- работных. Нет оснований считать, что ситуация заметно ухудшилась ко времени написания данного доклада.

В то же время в Беларуси наблюдается разница в оплате труда мужчин и женщин, причем по все отраслям экономики. В декабре 2009 года отно- шение средней заработной платы женщин к заработной плате мужчин в целом составляло 74,6% (924,7 тыс. бел. руб. у женщин и 1240,2 тыс. бел. руб. у мужчин). Наименьшие различия наблюдались в сельском и лесном хозяйстве, наибольшие – в таких отраслях, как непроизвод- ственные виды бытового обслуживания населения, а также в сфере здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения.310

Более низкий уровень средней заработной платы женщин обусловлен целым рядом причин, например, концентрация на малооплачиваемых рабочих местах, меньшее число женщин среди руководителей, необхо- димость для многих женщин совмещать работу с выполнением много- численных домашних обязанностей.

Примером типичной «женской» отрасли экономики является сфера здравоохранения. В 2009 году женщины составляли 95,5% от всего среднего медицинского персонала. Среди врачей их доля равнялась 67,1%. При этом женщины-врачи были хуже представлены среди тех, кто имел высшую квалификационную категорию.311 Этими факторами можно объяснить то, что в такой отрасли экономики, как здравоохранение,   физическая   культура   и   социальное  обеспечение средняя зарплата женщин в конце 2009 года составляла 794,6 тыс. бел. руб., а мужчин – 1281,3 тыс. бел. руб.312 (Следует также отметить, что зарплаты женщин в данной отрасли были ниже средних по экономике, т.е. меньше, чем 924,7 тыс. бел. руб. – см. выше). При этом в этой же отрасли в конце 2008 года руководителями являлись 11,3% от всех занятых здесь мужчин и только 4,5% женщин.313

Низкие зарплаты вынуждают женщин – медицинских работников, педагогов и т.п. – работать не на одну, а на полторы или две ставки в ущерб собственному здоровью и развитию. Другой фактор дискрими- нации, отмеченный экспертами, касается коэффициентов и надбавок к основной заработной плате, которые определяет наниматель. Эти над- бавки являются значительной частью регулярной заработной платы. Их величина нередко определяется работодателем субъективно, исхо- дя из его собственных гендерных стереотипов (например, что мужчина

–  кормилец семьи, поэтому ему нужен более высокий доход и т.п.).314

При этом следует отметить, что на 1 ноября 2009 года среди государ- ственных служащих, занятых в органах государственного управления, женщины составляли 67,4%, в судебных и юридических учреждениях

–  74,0%. Среди руководителей республиканских органов государствен- ного управления и их заместителей женщин было всего 19,6%, но среди руководителей главных управлений, управлений, отделов, секторов и их заместителей, помощников руководителя организации, советников, консультантов – 49,8%.315 В нижней и верхней палате парламента жен- щины-депутаты составляли примерно треть.316 Женщина является од- ним из 24 министров нынешнего правительства Беларуси.317

Рынок труда и образование. Уровень образования работающих женщин в целом выше, чем у работающих мужчин: в 2009 году среди женщин почти 55% имели высшее и среднее специальное образование, а сре- ди мужчин только 37%.318 Более высокий образовательный уровень женщин в Беларуси сохраняется на протяжении длительного периода, хотя сегодня численность обучающихся женщин лишь незначительно преобладает над численностью обучающихся мужчин – 51,1% против 48,9%.319 С одной стороны, фактор образованности женщин в Белару- си повлиял на формирование у них ценностей профессионализма, что привело к некоторому повышению их статуса на рынке труда и дохо- дов.320 С другой – высокий уровень образования женщин несколько ма- скирует глубину гендерных проблем в Беларуси, нивелируя показатели различий между полами. Если бы уровень образования женщин и муж- чин был одинаковым, неравенство в сфере труда и особенно в сфере принятия решений было бы более очевидным и глубоким.321

Преимущественно «женскими» являются гуманитарная и социальная сферы образования. Если рассматривать студентов учреждений, обе- спечивающих получение высшего образования (на начало 2009/2010 учебного года), то девушки-студентки доминируют на таких направ- лениях,  как  «педагогика»  (76,7%),  «гуманитарные  науки»  (81,2%),

«коммуникации», «право», «экономика», «управление», «экономика и организация» (72,6%), «экологические науки» (79,9%), «социальная защита» (90,9%), «общественное питание, гостиничное и бытовое об- служивание» (82,6%). В сфере «техники и технологий» всего 28,0% де- вушек-студенток.322 Такие различия можно объяснить двумя противо- положными тенденциями, которые проявились еще в советское время:

1. традиция советской образовательной политики, которая изначально была ориентирована на равный доступ женщин и мужчин к образованию; 2. низкий уровень оплаты труда специалистов многих отраслей и, соответственно, низкий престиж высшего образования с 1970-х гг. Таким образом, женщины были вытеснены в те сферы деятельности, которые стали менее оплачиваемыми и менее престижными.

Имеющиеся установки в сфере образования, по сути, воспроизводят ген- дерный дисбаланс на рынке труда. Гендерные стереотипы могут закре- пляться уже в школе, где в используемой учебной литературе и пособиях могут содержаться гендерно несбалансированные положения.323 Гендер- ные аспекты школьной программы по многим дисциплинам требуют се- рьезной переработки.

Комитет ООН по правам ребенка рекомендовал Беларуси усилить борьбу с сексистскими и расистскими установками и поведением.324

Прямая и косвенная половая дискриминация выражается в существо- вании в Беларуси специальных учреждений образования и предметов, в основу которых положен принцип раздельного обучения. Например, в Кодексе об образовании прописываются особенности деятельности су- воровских училищ, которые набирают только мальчиков для подготов- ки по специальностям военного и спортивного профиля.325 Основными заказчиками этого образовательного учреждения выступают различ- ные воинские формирования, министерство внутренних дел (МВД), министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС). Хотя у белорусских женщин также есть право и возможность попасть в эти структуры, у них нет возможности получить для этого специальную подготовку.

В Беларуси представление о профессии, например, работника мили- ции связано с формами маскулинности и основывается на социально сконструированной установке, согласно которой работник правоохра- нительных органов должен обладать физическими свойствами именно мужчины. Это приводит к открытой дискриминации женщин при до- ступе к специализированному образованию и поддерживает половую сегрегацию в правоохранительной сфере. Примером такой дискрими- нации является прием в Академию МВД Республики Беларусь.

В 2010 году на обучение в Академию МВД подали заявления 1367 кандидатов. По результатам вступительных экзаменов было зачисле- но 627 чел. Лица женского пола составили 5% от общего количества зачисленных  абитуриентов.  На  факультет  милиции,  специальность

«Правоведение», проходной балл для 199 мужчин был равен 146, а для 11 принятых женщин – 268. На специальность «Экономическое право» проходной балл для лиц мужского пола был равен 165, женского – 340 для горожанок и 248 для сельчанок. На специальность «Судебная экс- пертиза» зачислено 27 абитуриентов (26 мужчин и только 1 женщи- на). Проходной балл для лиц мужского пола был 169, женского – 365.326 Иными словами, для лиц женского пола проходной балл изначально был гораздо выше, чем для мужчин.

Всплеск общественного интереса к проблеме поступления женщин в Академию МВД отнюдь не привел к изменению дискриминацион- ных практик: в 2011 году вообще не было набора женщин на факуль- тет милиции и уголовно-исполнительный факультет. Что касается следственно-экспертного факультета, то проходные баллы были опять-таки разными: на специальность «правоведение» 170 баллов для мужчин, и 328 для женщин; на специальность «судебная экс- пертиза» – 180 для мужчин и 311 для женщин.327 В 2012 году набор женщин на дневную форму получения образования за счет средств республиканского бюджета осуществлялся только по специальности

«судебная экспертиза» при проходном балле 304 (для мужчин 222).328 Таким образом, половая дискриминация абитуриентов при поступле- нии в Академию МВД Республики Беларусь (завышенный проходной балл, отсутствие приема на ряд специальностей) продолжается до сего времени.

Дискриминационные установки. На статус женщин на рынке труда ока- зывает влияние гендерная дискриминация при трудоустройстве, про- движении по служебной лестнице и увольнении. Факты дискримина- ционного отношения зафиксированы на предприятиях независимо от формы собственности, хотя в большей степени они, видимо, характерны для негосударственного сектора экономики.

В белорусском праве существуют меры защиты женщины из-за ее бере- менности, родов и из-за необходимости выполнять семейные обязан- ности. Трудовой кодекс329 устанавливает запрет отказывать женщинам в заключении трудового договора и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей в возрасте до трех лет. При отказе в заключении трудового договора указанным категориям женщин наниматель обязан сообщить им мотивы в пись- менной форме, отказ может быть обжалован в судебном порядке.330 Однако поскольку в стране нет развитого антидискриминационного законодательства, имеющиеся средства защиты трудно применить на практике. Более того, рассчитывая на безнаказанность, наниматель пытается избежать каких-либо обязательств перед своими работница- ми-женщинами, увольняя их или отказывая им в трудоустройстве под надуманными предлогами (обычно ссылаясь на «недостаточный» опыт работы или уровень образования331). В целом, женщины детородного возраста особенно уязвимы на рынке труда. Участница фокус-группы женщин сообщила БХК:

По первому образованию я медицинский психолог. Искала работу в школе или в детских садах. Не пом- ню, сколько я прошла этих собеседований, наверное, около десяти. В течение двух месяцев я каждую неделю ходила на какое-то собеседование. И везде

отказ. Но везде причиной отказа было два момен- та: отсутствие у меня опыта, а также страх на- нимателя, что я выйду замуж, забеременею и уйду в декретный. На каждом собеседовании первое, что спрашивали, это замужем я или нет, собираюсь ли замуж и когда собираюсь заводить детей. Я гово- рила, что замуж не собираюсь и детей заводить тем более. И вот тут начиналось самое интерес- ное: «Все вы так говорите». После этого просто не знаешь, что говорить, как убедить нанимателя.332

Достижение равенства мужчин и женщин в трудовых отношениях не- возможно без искоренения патриархальных стереотипов в семье. Со- гласно выводам О. Терещенко,

традиционные взгляды на место женщины в семье и обществе, заниженная оценка ценности обще- ственного труда женщин приводит к несправедли- вому распределению неоплачиваемого домашнего труда, что создает преимущества для мужчин и снижает конкурентоспособность женщин на рын- ке труда.333

Участница фокус-группы БХК подтверждает, что женщины порою сами соглашаются следовать таким патриархальным стереотипам:

Вот, знаете, женщины рассказывают, что мужья себе стирают носки, трусы. (…) Я никогда этого не позволяла. Это, может быть, деревенское: жен- ская работа есть женская, мужская есть мужская. Я просто выросла в семье, где одни мужчины, и у мужа – все братья и одна только девочка в семье. У нас два сына. (…) Я себе не позволяла третировать мужиков, заставлять их убирать, стирать и так далее. Это просто излишнее, я считала, что нель- зя наглеть. Я и так слишком много делаю для себя, занимаюсь наукой (…) и еще что-то буду делать.334

Семейная жизнь и домашнее насилие

В целом, белорусское общество тяготеет к традиционной модели семейных отношений. По данным переписи 2009 года, в браке состояли 61,7% мужчин и 52,4% женщин. Эти показатели ниже данных переписи 1999 года (соответственно 65,7 и 56,1%). В 2009 году 26,7% мужчин и 18,0% женщин никогда не состояли в браке, соответственно 3,6 и 18,4% были вдовыми и 7,3 и 10,5% были разведенными и разошед- шимися.335 В том же году на тысячу жителей приходилось 8,3 браков и 3,7 разводов.336 Для Беларуси не характерны очень раннее замужество: средний возраст вступления в первый брак в 2009 году был 24,2 для женщин и 26,4 для мужчин.337

Согласно данным исследования 2008 года,338 главным мотивом, которым руководствуются при вступлении в брак женщины и мужчины, была

«любовь к будущему супругу».339 Опрос также показал, что для большин- ства женщин «идеальное» и «желаемое» число детей – двое.340 В послед- ние годы в Беларуси быстро сокращался удельный вес абортов. Если по официальным данным в 1995 году на 1 тыс. женщин в возрасте 15–49 лет приходилось 74,9 абортов и только 39,7 родов, то в 2009 году соот- ветствующие показатели были 14,1 и 42,4.341 В Беларуси очень низкий уровень материнской смертности: в 2009 году на 100 тыс. родившихся живыми младенцев лишь одна женщина умерла от «осложнений, связан- ных с беременностью, родами или послеродового периода», что было са- мым низким показателем во всех странах СНГ, включая Россию.342

Исследование 2008 года также свидетельствует о традиционалистских подходах к распределению обязанностей в семье. Среди респондентов 62% женщин и 67% мужчин придерживались того мнения, что основная нагрузка по финансовому обеспечению семьи лежит на муже (лишь около трети респондентов выбрали вариант «на муже и на жене»). При этом 85% женщин и 81% мужчин считали, что в основном обязанностью женщины является обслуживание семьи (приготовление пищи, стирка, уборка). Несколько более сбалансированным было отношение к проблеме ухода за детьми и их воспитания: 57% женщин и 48% мужчин считали, что это в основном обязанность женщины. Однако соответственно 41% и 50% считали, что эту обязанность должны делить муж и жена.343

Укажем на приведенный участницей фокус-группы БХК пример типич- ных представлений о распределении обязанностей в семье:

Он [муж] мне говорил, что я должна убираться в доме, так не должно быть, чтобы мужчина варил кушать, мужчины не убирают, я должна там де- лать то и то. И вот если я это все буду делать, то тогда он со мной будет жить, мне нужно быть белой и пушистой, а я не такая (…) Я ему говорю, давай поговорим, разберемся, а он молчит или го- ворит, что надо делать только так, и по-другому он быть со мной не может. И все.344

Для Беларуси характерна проблема семейного (домашнего, быто- вого) насилия. По официальным данным, в 2007 году правоохрани- тельными органами было зарегистрировано 2115 женщин, потер- певших от насилия в быту.345 Хотя Уголовный кодекс не содержит специального состава преступления, касающегося насилия в семье, соответствующие деяния могут наказываться, например, по статьям УК, предусматривающим ответственность за убийство (ст. 139), умышленное причинение тяжкого (ст. 147), менее тяжкого (ст. 149) и легкого (ст. 153) телесного повреждения, истязание (ст. 154), из- насилование (ст. 166), понуждение к действиям сексуального харак- тера (ст. 170), незаконное лишение свободы (ст. 183) и оскорбление (ст. 189). Менее серьезные правонарушения могут наказываться со- гласно Кодексу об административных правонарушениях, например по статьям 9.1 (умышленное причинение телесного повреждения) и

9.3 (оскорбление).

Ниже мы приводим несколько примеров случаев семейного насилия. Участница фокус-группы женщин сообщила БХК:

Мой бывший партнер ударил меня головой об стенку. (…) Когда я поехала в больницу через неко- торое время на снимок головы, то женщина, кото- рая осматривала меня, (…) услышав мою историю, сказала, что это обычное дело и я должна радо- ваться, что легко отделалась. И вообще я, навер- ное, сама виновата.346

Серьезной проблемой для расследования случаев семейного насилия является нежелание жертв заявлять о них властям. Участница фокус- группы рассказала БХК о таком личном опыте:

Мне не хотелось выходить, мне стыдно было пока- зываться. (…) Мне стыдно выходить было с синяками на лице, я не делала никаких заявлений, пото- му что мне была неприятна эта ситуация…347

Нередко нежелание сообщать о случаях семейного насилия связано с неверием в способность правоохранительной системы заниматься эти- ми вопросами. Одна из участниц фокус-группы женщин предположила, что белорусское право

не готово к решению проблем, связанных с женщи- нами, тем более, с насилием в адрес женщин. Впол- не может случиться так, что, придя в милицию, чтобы написать заявление, ты столкнешься с та- ким неуважением, что сделаешь себе еще хуже. Я слышала о таких ситуациях.348

По мнению белорусских властей, препятствия для борьбы со случаями семейного насилия могут быть связаны с тем, что уголовные дела по некоторым характерным для семейного насилия составам (например, ст. 153 и 189 Уголовного кодекса) являются делами частного обвинения, т.е. они возбуждаются только по  заявлению  лица,  пострадавшего от преступления (или по заявлению его законного представителя). Кроме того, члены семьи и близкие родственники лица, совершившего преступление, не подлежат уголовной ответственности за отказ от дачи показаний (ст. 402 УК) или недонесение о достоверно известном совершенном особо тяжком преступлении либо о достоверно известном лице, совершившем это преступление (ст. 406 УК).349 Хотя этот принцип уголовного права находится в соответствии с международными стандартами, на практике они могут значительно препятствовать расследованию соответствующих правонарушений.

Для предупреждения рассматриваемых инцидентов Министерством внутренних дел в свое время использовалась специальная система контроля за домашним насилием и преступлениями в быту. По офи- циальным данным (опубликованным в 2009 году), на учете в органах внутренних дел состоит 20,4 тыс. человек, совершивших насильствен- ные действия в быту, с которыми проводится профилактическая ра- бота: вынесение официальных предупреждений, привлечение к ад- министративной ответственности, направление в лечебно-трудовые профилактории, лишение родительских прав. В территориальных центрах социального обслуживания населения предусматривается наличие отделений социальной адаптации и реабилитации с «кризис- ными комнатами».350 Они создаются в целях оказания помощи лицам, находящимся в состоянии, опасном для здоровья и жизни, состоящим в конфликте с другими членами семьи либо подвергшимся психофи- зическому насилию, ставшим жертвами торговли людьми или терро- ристических актов, пострадавшим  от  преступной  деятельности.  На 1 января 2013 года в Беларуси функционировало 50 таких комнат. За 2012 год в «кризисные комнаты» по всей стране по различным вопро- сам обратилось 124 чел.351

В настоящее время в Беларуси осуществляются два проекта Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА):352

•            Повышение национального потенциала госу- дарства по противодействию домашнему на- силию в Республике Беларусь (2012–2015 гг.). Целью проекта является наращивание нацио- нального потенциала в области противодей- ствия домашнему насилию и профилактики его проявлений, особенно в отношении жен- щин и детей.

•            Развитие национального потенциала Респу- блики Беларусь в целях противодействия домашнему насилию в условиях достижения гендерного равенства (2012–2015 гг.). Целью данного проекта является повышение нацио- нального потенциала по профилактике и пре- дотвращению домашнего насилия,  особенно в отношении девушек и женщин, в условиях достижения гендерного равенства.

В 2011 году Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин выразил серьезное беспокойство в связи с сохранением в Беларуси практики насилия в отношении женщин, особенно в связи с внутрисемейным и сексуальным насилием, редкой регистрацией таких случаев, многочисленностью женщин, погибших в результате бытового насилия, отсутствием преследования по фактам проявлений насилия внутри семьи. Звучала критика того, что в уголовном законодательстве нет специальных положений о бытовом насилии и изнасиловании в браке, что изнасилование преследуется в рамках частного обвинения и что не хватает приютов для жертв бытового насилия.353

Выводы

Как показано выше, ситуацию белорусских женщин на рынке труда ха- рактеризует системная дискриминация, которая выражается в более низких доходах, недостаточной представленности на самых верхних ступенях карьерной лестницы и концентрации в менее престижных и менее доходных отраслях экономики. В особо уязвимом положении находятся женщины детородного возраста. При этом гендерный дисба- ланс на рынке труда во многом воспроизводится через систему образо- вания. Значительно лучшая ситуация наблюдается, видимо, в тех секто- рах на рынке труда, которые напрямую контролируются государством.

Проблема гендерного равноправия в Беларуси получила публичное и государственное признание, хотя принимаемые меры пока не привели к коренному перелому в положении женщин на рынке труда и к дости- жению субстантивного (а не формального) равенства мужчин и жен- щин в сфере трудовой занятости.

В заключительных замечаниях от 4 февраля 2011 года по Беларуси Ко- митет по ликвидации дискриминации в отношении женщин выражает свою обеспокоенность в связи с

устойчивостью стереотипов, касающихся  ролей и ответственности женщин  и  мужчин  в  семье и обществе, которые чрезмерно подчеркивают традиционные роли женщин как матерей и жен, подрывают социальный статус женщин и пре- пятствуют их равному участию в политической и экономической жизни…354

Приведенные в настоящем докладе данные подтверждают справедли- вость озабоченности Комитета по ликвидации дискриминации в отно- шении женщин. Белорусским властям следует также продолжать при- лагать усилия для решения проблемы домашнего (бытового) насилия.

Юридический кабинет