Процедура запроса статуса беженца в аэропорту в Германии

Процедура запроса статуса беженца в аэропорту в Германии

Процедура запроса статуса беженца в аэропорту в Германии прописана в законе о предоставлении убежища в Германии

Постоянный рост числа соискателей статуса беженца, прибывающих в Германию с конца 1980 годов — с примерно 57 тысяч в 1987 до 256 тысяч в 1991 — достиг пика в 1992 году, когда на Федеральной территории было подано более чем 400 тысяч прошений, включая ищущих убежища эмигрантов, спасающихся от вооруженных конфликтов и гражданских войн. Как показывает уровень признания Федеральным ведомством статуса беженцев и число соответствующих судебных решений, на тот момент подавляющее большинство случаев ошибочно трактовались как политическое преследование, как это было определено в законе на тот момент. Это также вызвало интенсивные политические дебаты, посвященные ограничению нежелательного использования права получения убежища, и привело к поиску способов гарантировать защиту для тех, кто действительно подвергся преследованиям. В 1993 году была принята поправка к 16 статье Конституции Германии, вводящая, среди прочих положений, процедуру для аэропортов.

Без этой процедуры Федеральное ведомство уголовной полиции — в силу принципа не выдворения иностранцев согласно Женевской конвенции — было бы обязано разрешать въезд в страну любому человеку, который уничтожил свой паспорт и подал прошение о предоставлении статуса беженца. Именно существование процедуры для аэропортов препятствует появлению столь большого, как ранее, числа попыток, которые предпринимаются профессиональными контрабандистскими организациями для того, чтобы перевезти мигрантов в Германию в обход Закона об иностранцах.

Аэропорт Франкфурта-на-Майне является крупнейшим в Германии участком внешней Шенгенской границы. Однако аналогичные процедуры для аэропортов действуют в Гамбурге, Дюссельдорфе, Мюнхене и Берлине (в список вскоре войдет аэропорт Берлин-Бранденбург).

Принудительное возвращение беженцев может производиться до въезда посредством исполнения международных обязательств по возврату нелегальных мигрантов в отношении страны депортации или страны происхождения.

Их пребывание в транзитной зоне в ходе выполнения процедуры согласно Федеральному Конституционному суду не рассматривается как задержание (арест) или ограничение свободы.

Как проходит процедура?

Под действие положения об аэропортах подпадают лишь те лица, которые уничтожили или фальсифицировали/подделали свои документы для пересечения границы (и в силу этого не имеют права на въезд), причем непосредственно после подачи прошения о защите в Федеральное ведомство уголовной полиции. Лица, прибывшие из «безопасных стран», в наши дни крайне редко проходят через процедуру для аэропортов.

Вся процедура проводится настолько быстро, насколько это возможно.

В соответствии с собственной отчетностью, Федеральное ведомство по вопросам миграции и беженцев обязано провести собеседование и принять решение о том, будет ли разрешен въезд в Германию или прошение о предоставлении статуса беженца отклоняется как «явно необоснованное», в течение двух дней с момента формального получения прошения.

Федеральное ведомство уголовной полиции запрещает въезд лишь в том случае, если прошение отклонено как «явно необоснованное», в противном случае въезд разрешается.

Если прошение отклоняется как «явно необоснованное», соискателю дается три дня для подачи прошения о проведении процесса в упрощенном порядке до административного суда и возможность получить бесплатную юридическую консультацию у (независимого) юрисконсульта. Административный суд по запросу может предоставить дополнительные 4 дня для подтверждения прошения о предоставлении статуса беженца.

После подачи заявления на рассмотрение в упрощенном порядке административный суд в течение 14 дней обязан принять решение.

Поэтому процедура в аэропорту занимает 19 дней (плюс продление срока, при необходимости).

Если к моменту окончания процесса Федеральное ведомство уголовной полиции не выполнило обязательство обеспечить создание альтернативного паспорту документа, постановление суда о продолжении нахождения в транзитной зоне может быть признано законным (§§ 15[5], [6] Закона о пребывании).

Юридический кабинет