17.02.2015
С 1 января нынешнего года в Германии введена новая система социальной помощи иммигрантам и малообеспеченным гражданам страны. Жизни эта система не улучшит, усеченность ряда программ не сделает ее более обеспеченной, чем прежде, пишет «Иностранец». Мы неоднократно рассказывали о социальных выплатах в Германии. Однако читатели, особенно те из них, кто задумывается об иммиграции в эту страну, обращаются к нам с просьбой более подробно и обстоятельно рассказать о всех новшествах в этой сфере. Их понять можно: решившись начать новую жизнь, они должны быть вооружены по возможности полной информацией. Выполняем их просьбы.
Развитая система социальной помощи — одна из особенностей «социального рыночного хозяйства» в Германии. Эта система основана на постулате, что общество в лице своего полномочного представителя — «социального государства» — ответственно за каждого из его членов, независимо от того, по каким причинам тот оказался в беде. Поэтому в коридорах социаламтов (управлений социального обеспечения) можно встретить самых разных людей — многодетных отцов, матерей-одиночек, разведенок с детьми и вдов, инвалидов физических и умственных и даже явных алкоголиков и наркоманов. Попадаются и деклассированные выходцы из обеспеченных слоев, те, что еще вчера были в полном порядке, — промотавшиеся аристократы, обанкротившиеся дельцы. Внешним обликом и речью заметно выделяются иностранцы — выходцы из Черной Африки и Юго-Восточной Азии, арабы, турки, югославы, албанцы. По статистике, иноземцев среди клиентов социаламта 23% при доле их в населении около 10%. Однако вы не увидите в этих коридорах безработных — притом что в Германии их 4,5 млн. Тех, кто успел проработать хотя бы полгода, обеспечит пособием другое ведомство — арбайтсамт (управление по трудоустройству). Не встретишь в социаламте и бомжей (их в стране примерно 30 тыс. на 82 млн. человек населения). Не имея зарегистрированного местожительства, они не входят в сферу попечения территориальных собесов и могут рассчитывать лишь на частную и общественную благотворительность. Согласно федеральному закону, правом на социальную помощь обладают все нуждающиеся — не только нетрудоспособные или не успевшие выработать полугодовой стаж, но и те, кто работают, хотя, возможно, доход их в пересчете на количество членов семьи ниже установленного прожиточного минимума. Могут обращаться за помощью и пенсионеры, получающие мизерные пенсии. Словом, любой легально проживающий в Германии человек, если он оказался в нужде, может прийти сюда, и социаламт обязан так или иначе ему помочь. Это последнее обстоятельство — возможность получить помощь не только при полном отсутствии, но даже при недостаточности дохода — чиновники, естественно, не стремятся популяризировать. О ней не знают и многие коренные немцы. Другие же знают, но стыдятся протягивать руку. По некоторым оценкам, не менее трети тех, кто имеет право на помощь, не обращаются за ней. Статус «социальщика» в Германии, мягко говоря, непрестижен. Если вы, например, представитесь так домовладельцу, не удивляйтесь, услышав: «Сожалею, но сдать вам жилье не могу».
Иностранцы, слабо владеющие немецким, общающиеся в основном с себе подобными, менее чувствительны к общественному мнению и обычно спокойно пользуются тем, на что дает право закон. Бывает, что и злоупотребляют: есть ловкачи, подъезжающие к собесу на машинах престижных марок и у входа снимающие с рук золотые кольца с бриллиантами. Впрочем, таких, конечно, единицы. Ведь люди, как правило, приезжают в Германию из стран с куда более низким уровнем жизни и обеспечены, особенно на первых порах, гораздо хуже немцев. Этим, в первую очередь, и объясняется, что доля получателей социальной помощи среди иностранцев значительно выше, чем среди граждан: 8,5% против 2,8%.
Какова структура социальной помощи, ее основные статьи? Прежде всего это ежемесячное пособие «на жизнеобеспечение». Оно должно покрывать расходы на питание, предметы гигиены, быта и личного обихода (естественно, дешевые). Инвалидам, больным, беременным положены доплаты к пособию. Каждый «социальщик» получает медицинскую страховку, которая дает право на бесплатное (в основном) медобслуживание и бесплатные же (за немногими исключениями) лекарства. Дополняет ее страховка на случай нужды в постороннем уходе. Наконец, и это наиболее весомая статья, собес оплачивает «социальщику» съем жилья и отопление, при этом купить алюминиевый или биметаллический радиатор отопления должен владелец жилья. За электричество и телефон нужно платить самому. Впрочем, абонентская плата за это — льготная, а от платы за радио и телевизор бедняки и вовсе освобождены. Итого содержание бездетной супружеской пары обходится немецкому государству более чем в 1.100 евро в месяц. (Понятно, что эти деньги вынимаются из карманов работающих налогоплательщиков.) Особо следует сказать о семьях с детьми. На каждого ребенка в возрасте до двух (а в некоторых землях — до трех) лет мать получает по 300 евро в месяц. Плюс к тому так называемые «детские деньги» — еще по 154 евро на каждого из первых трех детей и по 179 евро — на четвертого и каждого следующего. Эти деньги платят до 27 лет, если «ребенок» живет с родителями и не работает (имеется в виду, что он получает среднее, а затем и высшее образование). Кроме пособия каждому клиенту социаламта дважды в год выдаются деньги для приобретения одежды, зимней и летней, — от 340 до 420 евро, в зависимости от пола и возраста. При первом вселении в квартиру предоставляется помощь на приобретение мебели, электроприборов, постельного белья, занавесей и тому подобного. Разумеется, мебель и электроприборы (плита, холодильник, стиральная машина, пылесос, телевизор) оплачиваются только подержанные, приобретаемые в скупках или на складах благотворительных организаций. Предусмотрена и помощь в тяжелых жизненных ситуациях — при сопровождении больных, похоронах и прочем. Забота о детях дифференцирована по возрастам. Малышам оплачиваются книжки с картинками, скромный набор игрушек, трехколесный велосипед. При зачислении ребенка в школу выделяются средства на покупку ранца, тетрадей и ручек. Каждый год бесплатно выдаются необходимые учебники. Оплачивается спортивная форма — недорогая новая или подержанная. Когда класс отправляется в летний лагерь или на экскурсию, за детей из обеспеченных семей платят родители, а за детей «социальщиков» — тот же собес. Многодетные семьи — с тремя и более детьми — имеют право на ежегодную бесплатную путевку для всех членов в санаторий или дом отдыха.
Повторю: социальной помощью пользуются не только граждане ФРГ, но и законно проживающие в стране иностранцы. Иммигранты находятся подчас даже в привилегированном положении. Например, лицам, получившим политическое убежище, а также немцам-переселенцам и еврейским иммигрантам из бывшего СССР помощь предоставляется сразу и безоговорочно, в то время как местным жителям — лишь по их мотивированной просьбе и при невозможности найти иное решение.
Какой же уровень жизни обеспечивает социальная помощь? Оценки его неоднозначны. Несколько лет назад немецкие социологи провели эксперимент: группе добровольцев из местных немцев предложили пожить на сумму, равную социальной помощи. Примерно половина испытуемых сошла с дистанции через месяц. Впечатлением большей части оставшихся было: «Нет, так жить нельзя!» В самом деле: считать каждый евро, не иметь возможности посидеть с друзьями или подругой в ресторане, сходить на рок-концерт, не говоря уже о покупке приглянувшейся модной вещицы или поездке в Таиланд… Чиновники социаламта, со своей стороны, напоминают: социальная помощь дается не для того, чтобы хорошо жить, а для того, чтобы выжить.
А «наши», бывшие советские, на те же самые деньги живут не тужат. Как? За продуктами ходят в дешевые супермаркеты или муниципальные магазины для бедных, одежду покупают на вещевых рынках и складах благотворительных организаций, где цены бросовые. В итоге — сыты, одеты-обуты, на семейных празднествах столы ломятся от яств. А время от времени, прикопив деньжат, посещают родные пенаты или отправляются в многодневные экскурсии по Италии, Испании и прочим Европам. Изредка и на Майорке, Канарах или Мальте недельку-другую проведут. Когда же привозят в Германию спектакли Виктюк, или Калягин, или Райкин, или приезжают Фрейндлих, Гафт, Елена Яковлева, Татьяна Васильева, выступают Жванецкий или Галкин, то и по 30-50 евро за билет выкладывают.
Действующая в Германии система социальной помощи сложилась на материальной базе, созданной «экономическим чудом» 50-70-х годов прошлого уже века. Страна процветала, буквально купалась в довольстве. Всего было вдосталь — рабочих мест, доходов, налоговых поступлений, соответственно — и возможностей для социальных выплат. Те достославные времена давно позади. В последние годы экономика растет на 1,5-2,5% в год, а то и вовсе топчется на месте. Безработица упорно держится на уровне 9-11% от всей рабочей силы. Между тем более 3% населения продолжают исправно получать ежемесячное пособие «на обеспечение жизни» и прочие социальные выплаты. Годовой прирост числа «социальщиков» — около 7%. Расходы на социальную помощь — одна из самых крупных статей германского бюджета. Они сопоставимы с расходами на оборону, или на поддержание общественного порядка и безопасности, или на государственное управление. Для покрытия столь гигантских трат правительство вынуждено постоянно увеличивать налоги, взимаемые с работающих, — они уже поглощают до 40 и более процентов заработка. Высокие же налоги подрывают стимулы к труду — после всех вычетов низкооплачиваемый рабочий или служащий получает в месяц почти столько же, сколько неработающий «социальщик». А ведь эти последние нередко еще и подрабатывают — но, как здесь говорят, по-черному, то есть нелегально. Особенно часто — женщины, занятые в домашнем хозяйстве или сфере обслуживания. Для нанимателей нелегальные работники выгоднее: им платят меньше, чем оформленным, не вносят за них налоги, страховку. Но и самому «социальщику» выгоднее работать по-черному: он сохраняет при этом получаемое пособие, а в итоге — повышает свой жизненный уровень. Проигрывает государство, которое теряет от такой практики более сотни миллиардов евро в год. А значит, скудеет и сам источник социальных выплат. Если нелегалов удается выявить, их штрафуют и на время лишают социальной помощи. Но происходит это нечасто. Политики и общественность ищут пути выхода из сложившейся ситуации. Экономисты, социологи, психологи предлагают различные методы стимулирования, призванные вовлечь получателей социальной помощи в общественное производство. Чиновники, однако, предпочитают простые, лежащие на поверхности меры — сокращение, а затем и лишение пособий в случае отказа от предложенной работы, тщательную проверку нуждаемости (в частности, путем внезапных посещений на дому или изучения данных о регистрации автомобилей).
Де-факто социальные выплаты уже давно сокращаются. Семь лет назад перестали доплачивать «за возраст» лицам старше 65-ти лет. В несколько раз урезана денежная помощь на приобретение мебели и электроприборов. И речи нет уже о «повышенной потребности в духовной пище» лиц творческих профессий (а ведь учитывалось и это).
Как реагируют на все эти новшества «наши»? Жалеют, конечно, что лучшие времена, о которых вспоминают приехавшие раньше, уже позади. Ощущают, что рецессия, инфляция, рост цен потихоньку слизывают масло с куска хлеба. Но говорят: «Спасибо и на том. Ведь мы на эту страну и дня не проработали, а она взяла нас на полный кошт. А там, где отпахали по 30, 40, а то и 50 лет, сегодня, пожалуй, и не свели бы концы с концами».
P. S. C 1 января 2003 года, согласно новому закону, всех «социальщиков» старше 65-ти лет перевели на так называемое «базовое обеспечение» — своеобразную мини-пенсию для бедных, равную прежней социальной помощи. А на молодежь и людей среднего возраста налегли с удвоенной энергией. По оценкам социальных служб, не менее четверти их можно и должно «вовлечь в ряды занятых».
//