- Главная
- Беженские страны
- Беларусь
- Сообщество ЛГБТ
Сообщество ЛГБТ
Программы получения статуса беженца в странах Европы и в Канаде.
1.2.3 Сообщество ЛГБТ
Общая информация
Для Беларуси характерна очень высокая степень закрытости сообще- ства лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров (ЛГБТ). Количество ЛГБТ в Беларуси неизвестно. Единственной исследованной группой являются мужчины, имеющие сексуальные отношения с мужчинами (МСМ). МСМ принято считать лиц мужского биологического пола, ре- гулярно (не реже одного раза в 12 месяцев) вступающих в сексуальные отношения с лицами мужского биологического пола. В исследовании 2009 года, которое проводилось в рамках Национальной системы мони- торинга и оценки ситуации по ВИЧ/СПИД в Республике Беларусь, были получены данные о численности группы МСМ – от 35822 до 57820 пред- ставителей.396 Однако руководители ЛГБТ-организаций Беларуси счи- тают, что использованные в исследовании методики определения численного состава группы МСМ являлись некачественными, и в реаль- ности группа МСМ гораздо многочисленнее.397
В правовом поле Беларуси отсутствует какое-либо упоминание о сексу- альной ориентации и гендерной идентичности как о запрещенных для дискриминации основаниях. Статья 190 Уголовного кодекса, однако, криминализировала умышленное прямое или косвенное нарушение, либо ограничение прав и свобод, либо установление прямых или косвен- ных преимуществ граждан, кроме прочего, в зависимости от принадлеж- ности к общественным объединениям (при условии, что причинен суще- ственный вред правам, свободам и законным интересам гражданина). Статьи Уголовного кодекса за убийство (ст. 139) и умышленное причи- нение тяжкого телесного повреждения (ст. 147) предусматривают более строгое наказание, если они совершены по мотивам вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы. Нет информации, чтобы эта статья когда-либо применялась в контексте защиты прав лиц, принадле- жащих к организациям ЛГБТ или к сообществу ЛГБТ.
Добровольные сексуальные отношения между взрослыми мужчинами были декриминализованы в Беларуси в 1994 году;398 половые отноше- ния между женщинами никогда криминализированы не были. В насто- ящее время нет каких-либо законодательных различий относительно возраста разрешения добровольных сексуальных контактов («возраста согласия») для гомо- и гетеросексуальных отношений, а также в отно- шении ответственности за уголовные преступления против половой неприкосновенности или половой свободы (Глава 20 Уголовного кодек- са). Примечательно, что УК используют такие термины, как «половое сношение», «мужеложство», «лесбиянство» и «иные действия сексуаль- ного характера». Статья об «изнасиловании» (ст. 166 УК) применима лишь в случае недобровольного насильственного гетеросексуального полового контакта. Аналогичное преступление при гомосексуальном контакте подпадает под состав статьи о «насильственных действиях сексуального характера» (ст. 167).
Согласно данным опроса, проведенного Белорусским институтом стра- тегических исследований в начале 2010 года, 62% опрошенных белору- сов высказалось за криминализацию однополых связей. В апреле 2002 года, по данным Белорусской лиги сексуального равноправия «Лямбда», подобные взгляды разделяло 47% населения.399 Власти Беларуси не проводят каких-либо мероприятий, направленных на укрепление толе- рантности в отношении сообщества ЛГБТ. Хотя доминирующие в Бела- руси православная и католическая церкви в целом негативно относят- ся к «гомосексуальному образу жизни», невысокий уровень «активных проявлений» религиозности белорусского населения (см. раздел про религиозную жизнь в настоящем докладе) заставляет искать причины негативного отношения к сообществу ЛГБТ, скорее, в сохранении в об- ществе традиционалистских установок, нежели собственно в религии, а также в низком уровне терпимости к стилям жизни и к типам семей- ной жизни, непривычным для большинства населения. Негативному отношению способствует и память о криминализации гомосексуаль- ных связей в недалеком прошлом.
До недавнего времени в Беларуси гомо- и бисексуальность считались психическими отклонениями. Однако гомосексуальность (и, следо- вательно, бисексуальность) была депатологизирована в Беларуси в 2002 году после начала использования очередной редакции Междуна- родной классификации болезней.400 Согласно данной классификации транссексуальность, однако, признается психическим заболеванием.
Белорусское законодательство не признает возможности заключения браков или официально признанного партнерства между лицами од- ного биологического пола. Кодекс о браке и семье401 (1999) определяет брак как добровольный союз мужчины и женщины (ст. 12). В разных областях жизни законы и другие нормативные акты предоставляют разнообразные преимущества людям, состоящим в браке, а однополые пары оказываются лишенными таких преимуществ.
Участники фокус-групп, проведенных БХК, указали, что наиболее рас- пространенными формами дискриминации в отношении ЛГБТ являет- ся разнообразное физическое и психологическое насилие. Обращает на себя внимание высокая частота случаев психологического насилия в семье. Подросткам и молодым людям, решившимся рассказать о своей ориентации самым близким людям, зачастую приходится выдерживать значительное давление.402
В целом, ЛГБТ-активисты нередко сталкиваются с теми же проблемами, что и другие социально активные жители Беларуси: чрезмерные слож- ности с регистрацией общественных организаций, отказ в разрешении на проведение уличных мероприятий, психологическое давление со стороны правоохранительных органов. При этом активисты могут стал- киваться с неприятием не только со стороны властей, но и некоторых оппозиционных активистов. Например, 19 апреля 2010 года на пресс-кон- ференции, посвященной проведению шествия «Чернобыльский шлях», Дмитрий Дашкевич, лидер оппозиционной молодежной организации
«Малады фронт», заявил: «Присутствие анархистов и представителей сексуальных меньшинств мы будем расценивать как провокацию».403
Несмотря на рутинные сложности с проведением уличных мероприя- тий, Беларусь стала первым государством СНГ, где состоялся гей-прайд («Минский гей-прайд – 2001»).
Моментом зарождения белорусского движения за права секс-меньшинств можно считать возник- новение в 1999 году Белорусской лиги сексуального равноправия “Лямбда” (БЛЛ), куда входили также представители из Гомеля. Минюст отказал в ре- гистрации БЛЛ, что ей не помешало в 2001 году провести Минский гей-парад, первое подобного рода мероприятие на постсоветском простран- стве. На удивление шествие из 300 человек про- шло по центральному столичному проспекту без эксцессов. Все прочие публичные акции белорусских секс-меньшинств – до парада и после него – запре- щались властями либо подавлялись правоохра- нительными органами, если проводились несанк- ционированно. Исключение составляет пикет за права ЛГБТ, который получил разрешение минских властей и прошел 14 февраля 2011 года.404
Международные стандарты в сфере равенства и недискриминации
Хотя вопрос о равноправии членов сообщества ЛГБТ и о дискримина- ции по признаку сексуальной ориентации на международном уровне был поднят относительно недавно, защита их прав человека возможна в рамках имеющихся механизмов, о чем свидетельствуют и решения со- ответствующих мониторинговых органов. Все упомянутые в этом раз- деле конвенции ратифицированы Беларусью.
Например, согласно Международному пакту о гражданских и политиче- ских правах, Беларусь обязана уважать и обеспечивать всем находящим- ся в пределах ее территории и под ее юрисдикцией лицам признаваемые в Пакте права без какого бы то ни было различия в отношении ряда осно- ваний, включая пол (ч. 1 ст. 2). Равенство перед законом вне зависимос- ти от пола гарантирует также Статья 26 Пакта. В 1994 году Комитет по правам человека в одном из своих сообщений указал, что термин «пол» в данных статьях покрывает также сексуальную ориентацию.405
Часть 2 Статьи 2 Международного пакта об экономических, соци- альных и культурных правах (МПЭСКП) обязывает государства га- рантировать, что права, провозглашенные в настоящем Пакте, будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации по любым основаниям. Комитет ООН по экономическим, социальным и культур- ным правам неоднократно разъяснял, что указанные в Части 2 Статьи 2 «иные обстоятельства» включают в себя сексуальную ориентаци- ю.406 В числе прочего, МПЭСКП гарантирует право на труд (ст. 6) и на образование (ст. 13).
Согласно Статье 1 Конвенции против пыток и других жестоких, бесче- ловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, пытка – это любое действие, когда лицу умышленно причиняется силь- ная боль или страдание, физическое или нравственное, в том числе, по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия. Таким образом, эта Конвенция применима и в случае дискриминации из-за сек- суальной ориентации, что подтверждал и Комитет ООН против пыток.407
Кроме того, согласно Конвенции по правам ребенка, признаваемые ею права гарантируются каждому ребенку, т.е. несовершеннолетнему лицу до 18 лет, без какой-либо дискриминации на основании любых обсто- ятельств (ст. 2). Среди таких обстоятельств может быть и сексуаль- ная ориентация ребенка (подростка). Комитет ООН по правам ребенка разъяснял, что запрещенное Статьей 19 Конвенции «психологическое насилие» в отношении ребенка включает, кроме прочего, «отказ от эмоционального общения»; «оскорбление, оскорбительное обращение, унижение, принижение, высмеивание и оскорбление чувств ребенка».408
Проблемы насилия и доверия к правоохранительным органам
Возбуждение вражды и розни по отношению к сообществу ЛГБТ не яв- ляется в Беларуси уголовным преступлением. Геи в Беларуси нередко становятся жертвами бытового и уличного насилия. При этом есть сви- детельства, что милиция, порою, предпочитает не вмешиваться в по- добные конфликты. На сайте правозащитного проекта «ГейБеларусь» можно найти такие примеры:
• 13 августа 2011 года группа пьяных людей пыталась штурмовать столичный клуб «Каста Дива», популярный среди гей-сообщества. При- бывшая по вызову милиция не предприняла никаких действий, а потом и вовсе уехала.409
• Сергей А. сообщил о случае с его знакомыми геями, которые стали жертвами избиения, как они полагают, по гомофобным мотивам. При этом потерпевшие не смогли добиться рас- следования инцидента. Нападавшие заявили в милиции, что потерпевшие геи сами спро- воцировали нападение тем, что приставали к ним. Милиционеры стали на сторону нападав- ших и закрыли дело.410
Активистами сообщества ЛГБТ неоднократно фиксировалась информа- ция об избиениях молодых парней из-за особенностей их внешности и манер, на основании которых можно сделать предположение об их го- мосексуальности. В июне 2008 года в Минске были избиты два молодых человека по мотивам гомофобии возле гей-клуба. Обоим понадобилась медицинская помощь, один из них получил черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга. В милицию они не обращались, поскольку были уверены, что сотрудники не примут сторону потерпевших, учиты- вая их гомосексуальность.411 Тогда же в Минске на открытии гей-клуба
«Шоколад» случилось массовое избиение посетителей, потерпевшими были 13 человек.412
Уровень недоверия к органам милиции со стороны представителей ЛГБТ очень высок. Лица, подвергшиеся насилию на почве гомофобии, не ожи- дают от органов правосудия адекватного расследования таких случаев и не готовы обращаться в милицию за защитой. Кроме того, отношение милиции к сообществу ЛГБТ может характеризоваться настороженно- стью и порою гомофобией. Факты плохого обращения со стороны мили- ции зафиксированы правозащитным проектом «ГейБеларусь»:
• В апреле 2009 года во время рейда спецназа в гей-клуб «Фортуна» было задержано около 40 человек для выяснения личности. Никаких пра- вонарушений посетители клуба не совершали. После выяснения личности задержанные были отпущены без составления протоколов.413
• После манифестации «Славянского гей-прайда
– 2009» в Москве руководителя правозащитно- го проекта «ГейБеларусь» и других участников вызывали в милицию и на беседы в КГБ. В квар- тирах двух гродненских участников были про- ведены обыски, им высказывались подозре- ния, что они могут производить порнографию с участием несовершеннолетних. Активистами были поданы жалобы в прокуратуру.414
• Во время уличной акции фестиваля «Славян- ский гей-прайд – 2010» двенадцать участников были задержаны с особой жестокостью. Пяте- рых отпустили без составления протоколов, а семерых задержали на двое суток и наказали штрафами. Эта ситуация нередка для Беларуси, однако обращение с задержанными было особо уничижительным, в их адрес высказывались многочисленные гомофобные оскорбления.415
Проблема психологического насилия в семье
Довольно часто ЛГБТ сталкиваются с моральным насилием в семье после раскрытия своей сексуальной ориентации или гендерной идентичности. Особенно это характерно для подростков и молодежи. Зачастую они оказываются отвергнутыми и полностью лишенными поддержки семьи. Известны, например, случаи, когда узнавшие о го- мосексуальности сына родители заставляли его пройти обряд «изгна- ния бесов» (отчитку) в православной церкви, запрещали общение с друзьями, принуждали к консультированию у психолога.416
Константин рассказал в интервью БХК о своем опыте общения с мате- рью после раскрытия ей информации о своей гомосексуальности:
Когда мне было четырнадцать, меня избили не- сколько парней на улице за то, что гей. У меня просто внешность такая характерная, походка, наверное, тоже выдает. Избили очень сильно, били ногами, долго потом лежал в больнице. Оказался сломан позвонок. Незадолго до этого я сказал ма- тери, что я гей. Она очень переживала, была бурная реакция. Долго со мной не разговаривала. И даже в больнице не разговаривала. Просто приносила еду, молча ухаживала за мной, и все…417
Нередко жертвами психологического насилия в семье становятся друзья и знакомые ЛГБТ. Людмила рассказала в интервью БХК о своем опыте:
Среди моих друзей много геев и лесбиянок. С недав- них пор я являюсь активисткой движения за рав- ноправие ЛГБТ. Это вызывает резкое неприятие моих родителей, постоянные нападки. Дома мне говорят: «Все твои друзья – п***, и ты принесешь домой СПИД». Из-за постоянных конфликтов мне пришлось уйти из дома и жить отдельно.418
Рынок труда и доступ к товарам и услугам
Какого-либо полного представления о масштабах дискриминации представителей ЛГБТ на рынке труда, в сфере торговли и при предо- ставлении услуг составить невозможно в виду отсутствия соответству- ющих исследований. Однако можно смело утверждать, что нередко в общественном сознании гомосексуальность увязывается с педофилией и порнографией. Жертвами дискриминации по признаку сексуальной ориентации можно стать в Беларуси и по ассоциации с сообществом ЛГБТ. Так, Юрий рассказал в интервью БХК:
У меня много друзей-геев. Но сам я – гетеросексу- ал. С одной работы меня уволили тогда, когда появилась фотография, по которой можно было сде- лать вывод, что я – гей. Других возможных причин увольнения не вижу.419
Белорусскому Хельсинкскому Комитету также стал известен случай Александра, преподавателя университета: он был вызван к декану по поводу того, что на сайте знакомств была размещена его анкета с фотографией. Из анкеты было понятно, что он гей. Декан потребовал убрать фотографию, что и было сделано.420
Приведем несколько других примеров, собранных белорусскими пра- возащитниками, ЛГБТ-активистами, а также в рамках проекта Ассоциа- ции равных прав:
В 2010 году администрация ресурса vceti.by закры- ла несколько сетевых сообществ (групп) ЛГБТ «за распространение порнографических материалов или предметов», хотя никаких порнографических материалов в группах не было.421
В октябре 2010 года в Минске молодому человеку было отказано в частном печатном салоне в пе- чати фотографий, на которых было изображено шествие Славянского гей-прайда, разогнанное впо- следствии милицией.422
Частная издательская фирма отказалась предоставить услуги по печа- ти листовок, посвященных фестивалю «Минский гей-прайд – 2011».423
В июле 2011 года администрация кафе «День и ночь» в грубой форме потребовала от троих парней уйти из заведения по причине их гомосек- суальности. Инцидент произошел после того, как молодые люди сдела- ли заказ. На вопрос парней, обращенный к официантке, девушка отве- тила, что «их столик перекупили и им лучше покинуть заведение».424
Свобода собраний и ассоциаций
Право на мирные собрания и создание общественных объединений в Беларуси весьма ограничено на практике. Поэтому когда наруша- ется право на мирные собрания в отношении ЛГБТ-активистов, труд- но однозначно утверждать, что это связано именно с их сексуальной ориентацией. Однако можно предположить, что гомофобные моти- вы при запретах публичных ЛГБТ-акций могут иметь место, хотя они открыто чиновниками не заявляются. 16 января 2009 года в Минске возле иранского посольства ЛГБТ-активисты провели мирное собра- ние в виде пикета против казней гомосексуалов в Иране. Участники акции и журналистка, освещавшая мероприятие, были задержаны, несмотря на мирный характер пикета. На участников были состав- лены протоколы об административном правонарушении, позже они были оштрафованы. В настоящее время жалобы двух участников на нарушение права на мирные собрания находятся на рассмотрении в Комитете по правам человека ООН.425
Летом 2011 года Мингорисполком отклонил около 100 заявок ЛГБТ-ак- тивистов на пикеты.426 В октябре 2011 года было запрещено проведе- ние шествия в рамках фестиваля «Минский гей-прайд – 2011».427
15 октября 2011 года члены правозащитного проекта «ГейБеларусь» со всей республики провели в Минске учредительное собрание, на котором приняли устав правозащитной организации, избрали пред- седателя, членов совета, контрольно-ревизионной комиссии, а также презентовали основные направления деятельности и стратегию раз- вития республиканского молодежного правозащитного обществен- ного объединения «Правозащитный центр Альтернатива плюс». В ре- гистрации активистам ЛГБТ было отказано. Причиной было названо то, что в документах неправильно был указан день рождения одного из 61 учредителя, а также была сделана ошибка в написании имени другого учредителя. Чиновники посчитали поданные в Министерство документы неточными, а потому не соответствующими Закону428 «Об общественных объединениях».429
Правозащитники заявили о заметном ужесточении отношения белорус- ских властей к организациям и активистам ЛГБТ в начале 2013 года.430
Выводы
На основании приведенных в докладе сведений можно сделать вывод, что белорусские власти нередко проявляют пассивность в тех случаях, когда представители сообщества ЛГБТ, включая детей, стал- киваются с физическим и психологическим насилием со стороны правоохранителей, других членов общества и семьи. Власти могут также либо сами участвовать, либо не препятствовать дискриминации таких людей на рынке труда, в сфере торговли и предоставления услуг, при реализации права на свободу собраний и ассоциации. Общие принципы равенства и недискриминации в белорусском праве могут быть малоэффективны для защиты членов сообщества ЛГБТ из-за общей атмосферы нетерпимости к ним в белорусском обществе.